Война цен на продукты питания в Польше приводит к падению акций ритейлеров

Взаимная борьба между польскими продуктовыми сетями подрывает их прибыль и цены на акции.

Dino Polska SA и Jeronimo Martins SGPS SA, владеющие лидирующей на рынке сетью Biedronka, упали примерно на 20% в этом году, поскольку инвесторы вкладывают деньги в сектор после нескольких месяцев беспощадной конкуренции. Индекс продовольственных ритейлеров Bloomberg Europe 500 снизился на 5,2% в 2024 году, в то время как варшавский индекс голубых фишек WIG20 вырос на 1,5%.

«Эти компании были одними из крупнейших победителей от повышения цен на продукты питания в прошлом», — сказал Ярослав Недзелевский, глава отдела инвестиций в акционерный капитал взаимного фонда Investors TFI SA в Варшаве. «Сейчас ситуация изменилась на противоположную — снижение инфляции влияет на динамику продаж, в то время как издержки от повышения заработной платы остаются высокими».

Польские розничные продавцы продуктов питания в целом выиграли от ряда попутных ветров в последние годы — в основном от скачка роста цен, который случается раз в поколение. Но общая инфляция снизилась до трехлетнего минимума в 2,8% в феврале с 18,4% годом ранее.

Средняя заработная плата подскочила на 12,9% за последние 12 месяцев после значительного повышения минимальной заработной платы, а также оплаты труда в государственном секторе. Продолжающаяся ценовая война «только ухудшает перспективы прибыли компаний», сказал Недзелевский.

Битва между Biedronka из Jeromino и Lidl из Schwarz Group Gmbh стала новостью на первых полосах в стране с населением 38 миллионов человек. Оба ритейлера несколько раз в день снижали цены на обычные товары, такие как сливочное масло, при этом держатели карт лояльности информировались о скидках в режиме реального времени.

Антимонопольный орган даже начал расследование, когда цены на напитки временно упали на целых две трети, а пол-литровая бутылка водки продавалась за 10 злотых (2,50 доллара США), что ниже стоимости налогов на алкоголь.