Исследование Pro-Vision Communications, результаты которого были представлены в «Газете.Ru«, показало, что большинство россиян посещают школу не ради получения знаний. Анализ комментариев в социальных сетях выявил, что положительные отзывы в основном касаются внеучебных активностей.
Наиболее часто пользователи с теплотой вспоминают экскурсии и совместные поездки с классом (19,4% сообщений), а также каникулы (17,4%). Перемены также пользуются популярностью, о них упомянули 11,9% пользователей.
Значительная часть позитивных комментариев связана с социальными аспектами обучения. В 16,1% публикаций отмечается, что школа подарила новые интересные знакомства, а 7,4% пользователей именно в школе впервые испытали чувство влюбленности. Россиянам также нравится школьный быт: уроки труда и еда в столовой — «те самые» пицца, запеканка с изюмом и булочка с сахаром. Однако лишь каждый десятый респондент ценит школу за новые знания.
В отличие от рейтинга позитивных аспектов, который выглядит скорее ироничным, негативные комментарии отражают реальные проблемы. Главной из них является буллинг: почти 40% комментариев посвящены травле в образовательных учреждениях. Пользователи упоминают как физическую и эмоциональную агрессию, так и кибербуллинг. Отмечается, что травля все чаще выходит за пределы школы и становится почти непрерывной благодаря социальным сетям.
Второй по значимости проблемой является низкий уровень школьного образования, вынуждающий обращаться к репетиторам. 25,3% пользователей возмущены необходимостью дополнительных занятий для успешной сдачи экзаменов и поступления в вуз. Третье место в списке претензий занимает необъективность педагогов: 8,6% комментаторов заявляют о наличии у учителей «любимчиков».
Среди других острых вопросов — проблема мигрантов и финансовые аспекты. Более 5% сообщений критикуют школу за растущее число одноклассников из ближнего зарубежья, не владеющих русским языком на необходимом уровне. Аналогичный процент негативных комментариев приходится на школьные поборы.
Парадоксальным в рейтинге школьных проблем выглядит черчение, исчезнувшее из программы в 2019 году, но планирующее вернуться в 2024-м. Пользователи считают предмет устаревшим и предлагают заменить его изучением современного инженерного программного обеспечения и графических редакторов.
Интересно, что ОГЭ и ЕГЭ, вызывающие напряженные дискуссии на федеральном уровне, почти не раздражают рядовых россиян (лишь 1% пользователей критикует экзамены). Также не вызывают негативных эмоций школьная форма и другие проявления экономической и социальной «уравниловки» в классах.