
Международная группа исследователей представила в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences революционный метод усвоения информации, основанный на принципе вариативности.
Традиционный подход к обучению, когда студенты многократно повторяют один и тот же материал, оказался менее эффективным по сравнению с новой методикой. Ученые провели эксперимент с изучением финских слов, где участники осваивали лексику в различных контекстах и ситуациях.
Результаты исследования показали впечатляющую разницу в запоминании материала. Испытуемые, применявшие метод вариативного обучения, демонстрировали более высокие показатели как непосредственно после занятий, так и спустя 24 часа.
«Мозг лучше усваивает информацию, когда она поступает через разные каналы восприятия и в разных контекстах», — отмечают авторы исследования.
Любопытно, что участники эксперимента были уверены в обратном — им казалось, что заучивание слов в одинаковых предложениях дается легче. Специалисты назвали данный феномен «метакогнитивной иллюзией», которая может существенно снижать эффективность обучения.
Новый метод может найти применение в образовательных программах различного уровня — от школьного до университетского. Однако исследователи подчеркивают необходимость дополнительных испытаний в более широком масштабе для подтверждения универсальности метода.
Открытие может произвести революцию в сфере образования, предлагая научно обоснованный подход к повышению эффективности обучения.