Объемы экспорта российского дизтоплива возросли несмотря на санкционные ограничения

Несмотря на европейское эмбарго и ценовые ограничения, экспорт дизельного топлива из России в первом полугодии увеличился на 11% в годовом исчислении — до 1,055 млн баррелей в сутки (26,16 млн тонн).

Однако в направлении экспорта произошли изменения, пишет издание «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Kpler.

Год назад страны ЕС, а также Великобритания и Норвегия купили 77% дизельного топлива из России. С января по июнь 2023 года (с момента введения ценового потолка и эмбарго в феврале) их доля упала до 9%.

В новых условиях крупнейшим покупателем российского дизельного топлива стала Турция с долей 30% (вместо 8%). Следующие места занимают Саудовская Аравия и Бразилия с долей 11%. Африканские страны, такие как Марокко, Тунис и Ливия, также значительно увеличили закупки российского топлива, на долю которых приходится около 4% от общего объема поставок. Объединенные Арабские Эмираты и Гана закупили по 3% топлива из России.

Аналитики отмечают, что повышенная активность компаний, экспортирующих топливо, объясняется более благоприятными условиями. С момента введения санкций Россия предложила покупателям скидку около 20 долларов за баррель. С учетом цен мирового рынка и уровня затрат, продажа российского дизельного топлива стала выгоднее экспорта сырья как минимум на 10 долларов за баррель.

Эксперт топливного рынка Михаил Турукалов отметил, что в июне и июле отмечается рост поставок дизельного топлива, что связано с окончанием сезона ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. На привлекательность экспорта дополнительно влияет снижение курса рубля, что делает производство дешевле, а также скидки и льготные тарифы на транспорт.