
Россия, 6 Фев - Карл Маркс. Современные автомобили, будь то гибриды, электрокары или традиционные модели с ДВС, позиционируются как безопасные. Но как проверить, насколько это соответствует действительности? Эксперты по всему миру используют различные методики краш-тестов, чтобы оценить уровень защиты водителей, пассажиров и пешеходов. Однако подходы к этим испытаниям различаются в зависимости от региона. Сегодня мы разберем, как проверяют безопасность автомобилей в России, Европе и Китае, и почему результаты этих тестов могут кардинально отличаться.
Россия: минимальные требования и устаревшие стандарты
В России безопасность автомобилей регулируется Техническим регламентом Таможенного союза. Каждая модель, ввозимая или производимая в стране, должна пройти обязательные краш-тесты. Однако, как отмечает в беседе с «Карл Маркс» эксперт по автомобильной безопасности Игорь Фетисов, российские стандарты значительно уступают международным.
«Российские краш-тесты проводятся по методике, разработанной еще ООН, и оцениваются по принципу «сдал или не сдал». Фактически, задача нового автомобиля — доказать, что он не хуже по безопасности, чем, скажем, классические «Жигули». Это минимальная планка, которая не стимулирует производителей к улучшению», — поясняет Фетисов.
Действительно, за последние 15 лет не было случаев, когда бы новый автомобиль не прошел российские испытания. Это говорит не столько о высоком уровне безопасности, сколько о низких требованиях. Единственное исключение — независимые тесты, проводимые изданием «Авторевью». Однако из-за ограниченного бюджета они охватывают лишь часть рынка, преимущественно доступные модели и российские авто.
Европа: строгие стандарты и постоянное ужесточение
В отличие от России, в Европе действует одна из самых авторитетных систем оценки безопасности — Euro NCAP (European New Car Assessment Programme). С 1996 года эта программа задает высокие стандарты для автопроизводителей.
«Euro NCAP не просто проверяет, соответствует ли автомобиль нормам, но и присваивает ему рейтинг от 0 до 5 звезд. Это позволяет потребителям сравнивать модели и выбирать более безопасные», — отмечает Фетисов.
Методика Euro NCAP регулярно обновляется, становясь все более строгой. Например, сегодня тесты включают не только фронтальные и боковые удары, но и имитацию наезда на пешеходов, а также проверку работы систем автономного управления. Благодаря таким мерам, Европа демонстрирует одни из самых низких показателей смертности на дорогах — 7,4 человека на 100 тысяч жителей.
Китай: от копирования к лидерству
Китайский автопром прошел долгий путь от производства небезопасных автомобилей до создания конкурентоспособных моделей, соответствующих мировым стандартам. В начале 2000-х китайские машины не проходили даже базовые краш-тесты. Однако уже в 2006 году в КНР была внедрена собственная система оценки безопасности — C-NCAP, скопированная с Euro NCAP.
«Китайцы быстро поняли, что без строгих стандартов они не смогут выйти на международные рынки. Сегодня их автомобили получают высокие оценки не только в C-NCAP, но и в Euro NCAP», — говорит Фетисов.
Китайские тесты даже превосходят европейские по некоторым параметрам. Например, лобовой удар проводится на скорости, на 5 км/ч выше, чем в Европе. Кроме того, Китай стал пионером в тестировании электромобилей, уделяя особое внимание безопасности батарей и электросистем.
Электромобили и гибриды: новые вызовы
С ростом популярности электромобилей и гибридов возникли новые вопросы к их безопасности. Как отмечает Фетисов, основная проблема связана с батареями, которые расположены под днищем автомобиля.
«В Китае разработали специальные тесты, которые имитируют наезд на твердое препятствие. После удара батареи погружают в воду, чтобы проверить, не произойдет ли короткого замыкания или возгорания. Это важный шаг, учитывая, что электромобили становятся все более массовыми», — поясняет эксперт.
Почему в Китае все еще высокий уровень смертности на дорогах?
Несмотря на прогресс в безопасности автомобилей, Китай остается лидером по числу погибших в ДТП. В 2019 году этот показатель составил 250 тысяч человек. Однако, как отмечает Фетисов, виноваты в этом не современные машины, а общая дорожная культура и наличие на дорогах устаревшей техники.
«В Китае до сих пор можно встретить трехколесные мотоциклы-самосвалы, которые не соответствуют никаким стандартам безопасности. Это наследие прошлого, с которым страна постепенно справляется», — говорит эксперт.
Россия, к сожалению, отстает от мировых стандартов в области автомобильной безопасности. В то время как Европа и Китай ужесточают требования, в нашей стране продолжают действовать устаревшие нормы, что не только снижает конкурентоспособность российских автомобилей, но и ставит под угрозу жизни водителей и пассажиров.
Материал подготовлен специально для Karl-Marks.ru. При копировании текста ссылка на источник обязательна.