
По данным аналитического агентства «Автостат», в России наблюдается резкое снижение объемов альтернативного импорта автомобилей. За 2024 год доля неофициальных поставок сократилась с 21% до 11,5% от общего объема продаж новых машин.
Китайский бренд Geely возглавил список лидеров «серого» импорта благодаря популярности кроссовера Monjaro. Разница в стоимости между официально ввезенными и альтернативно импортированными автомобилями может достигать миллиона рублей, даже с учетом таможенных сборов и логистических затрат.
На второй строчке рейтинга расположился премиальный бренд Lixiang, привлекающий внимание бывших владельцев люксовых автомобилей. Среди марок параллельного импорта лидируют Toyota, BMW и Mercedes-Benz, сохранившие доверие российских покупателей.
Примечательно, что 84% ввезенных автомобилей оформляются на физических лиц. Такая схема позволяет существенно сэкономить на утилизационном сборе, который для частных лиц составляет всего 3,4 тысячи рублей.
Основными причинами падения альтернативного импорта стали ужесточение таможенного контроля с апреля 2024 года и закрытие схем беспошлинного ввоза через страны ЕАЭС. Дополнительные сложности создают проблемы с международными денежными переводами.
Эксперты отмечают, что сокращению «серого» импорта способствовало и насыщение первичного рынка, где помимо китайских брендов появились новые игроки, включая локализованные Solaris и Citroen калужского производства.