
По информации аналитического агентства «Автостат», российский рынок подержанных автомобилей достиг исторического максимума в 2024 году – 6,04 млн проданных машин, уступив только показателям кризисного 2014 года.
Эксперты связывают всплеск активности с повышением утилизационного сбора и нестабильностью курса рубля. Основатель автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль отмечает: «До 80% покупателей не могут приобрести автомобиль без привлечения заемных средств, включая автокредиты и потребительские займы».
Четверть вторичного рынка занимает продукция «АвтоВАЗа», преимущественно снятые с производства модели. Лидерами продаж стали ВАЗ-2107 (139 тыс. единиц), ВАЗ-2114 (123 тыс.) и ВАЗ-2170 (104 тыс.). Из современного модельного ряда популярностью пользуются только «Нива» (103 тыс.) и «Гранта» (84 тыс.).
После введения нового утилизационного сбора 1 ноября спрос резко упал из-за высоких ставок по кредитам. Несмотря на некоторое снижение цен по сравнению с 2023 годом, стоимость подержанных автомобилей остается аномально высокой по мировым стандартам.
Средний возраст автомобилей в России достиг критической отметки в 16 лет. Аналитики предупреждают: для предотвращения дальнейшего старения автопарка необходимо ежегодно продавать минимум 3 млн новых машин, преимущественно в бюджетном сегменте.
Эксперты прогнозируют сложный 2025 год для российского авторынка, особенно в сегменте доступных автомобилей, что может привести к дальнейшему увеличению среднего возраста автопарка страны.