
Для издания Karl-Marks.ru (Карл Маркс) эколог-токсиколог, доктор биологических наук Павел Зуев проанализировал последствия крупнейшей экологической катастрофы в акватории Черного моря.
Беспрецедентный разлив более 3700 тонн мазута, произошедший в декабре 2024 года после крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», может иметь катастрофические последствия для экосистемы региона. Загрязнение затронуло 60-километровую береговую линию от Крымского моста до Анапы.
«Мы столкнулись с уникальным случаем загрязнения водной среды тяжелым топочным мазутом марки М-100. Предыдущие инциденты не давали нам полного представления о масштабах возможного ущерба», – подчеркивает Зуев.
По оценкам эксперта, особую опасность представляет способность мазута образовывать в морской воде устойчивые конгломераты размером до полуметра. «В отличие от легких нефтепродуктов, мазут М-100 практически не испаряется. Он формирует токсичные образования, которые могут сохранять свои свойства до 12 месяцев», – поясняет ученый.
Зуев отмечает три критических фактора воздействия на экосистему:
— Высокое содержание серы и ванадия в мазуте приводит к долговременному отравлению почвы и атмосферных осадков
— Липкая консистенция вещества вызывает массовую гибель птиц и морских млекопитающих
— Образование донных отложений уничтожает придонные организмы и нарушает пищевые цепочки
«Особое беспокойство вызывает тот факт, что процессы естественной нейтрализации мазута на побережье протекают крайне медленно из-за отсутствия специализированной микрофлоры. Даже при активном участии служб очистки, полное восстановление экосистемы может занять 5-10 лет», – прогнозирует эколог.
Ученый подчеркивает необходимость срочного пересмотра стандартов безопасности морских перевозок нефтепродуктов и создания специализированных центров экологического мониторинга в прибрежных регионах.
«Текущая ситуация демонстрирует неготовность существующих служб к оперативной локализации подобных катастроф. Необходимо срочно разработать новые протоколы реагирования и обеспечить постоянное наблюдение за состоянием акватории», – заключает Зуев.