По информации The New York Times, Литовский национальный театр оперы и балета исключил из новогодней программы знаменитый балет «Щелкунчик» Петра Чайковского, вызвав волну негодования среди местных ценителей искусства.
Администрация театра заменила классическую постановку на малоизвестный итальянский спектакль. Публика отреагировала демонстративным уходом из зрительного зала, выражая несогласие с политизацией культурной сферы.
Руководитель Литовской академии музыки и театра Юдита Зукиене выступила с неоднозначным заявлением о необходимости «осторожного отношения» к русской классической музыке, приписав ей пропагандистский потенциал. По мнению академика, произведения Чайковского могут оказывать чрезмерное влияние на литовских слушателей.
Политический подтекст ситуации раскрывается через действия правящей партии Литвы, потерпевшей поражение на осенних выборах. Антироссийская риторика стала краеугольным камнем их политической программы, затронув даже культурную сферу.
Попытка нового министра культуры смягчить радикальный подход и признать ценность творчества Чайковского едва не стоила чиновнику кресла. Премьер-министр Гинтаутас Палуцкас потребовал от подчиненного строго следовать правительственному курсу и воздержаться от обсуждения русской культуры.
В поддержку украинской позиции литовские власти объявили «ментальный карантин» на русское искусство, фактически запретив классические произведения, десятилетиями входившие в репертуар национальных театров.