
Правительство России продлило до 1 сентября 2025 года особый порядок профессиональной переподготовки для врачей, желающих работать хирургами, анестезиологами-реаниматологами и травматологами-ортопедами. Соответствующие изменения внесены в Постановление № 353 от 12 марта 2022 года, сообщает портал «МВ».
Согласно обновленным правилам, специалисты с дипломом по направлениям «Лечебное дело» или «Педиатрия» могут пройти ускоренные курсы переподготовки без необходимости завершения профильной ординатуры. Однако для допуска к работе требуется обязательная аккредитация по соответствующей специальности. Продолжительность обучения варьируется от 3,5 до 9 месяцев в зависимости от уровня базового образования. Для врачей без подготовки по программам ординатуры укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» минимальный объем учебных часов составляет 1296.
Как пояснили в Федерации анестезиологов и реаниматологов России, подобные меры направлены на решение проблемы кадрового дефицита, который особенно остро ощущается в регионах. Тем не менее, инициативу не раз подвергали критике. Представители профессионального сообщества выражают обеспокоенность качеством подготовки специалистов в рамках таких курсов.
В 2023 году Национальная медицинская палата (НМП) направила в Минздрав отчет о проблемах, связанных с упрощенной переподготовкой. В документе указывалось на случаи торговли дипломами без реального обучения и низкий уровень практических навыков у выпускников некоторых учебных центров. Особенно серьезные вопросы вызывают мануальные навыки, которые необходимы для работы в хирургии и реанимации.
Несмотря на критику, Министерство здравоохранения продолжает развивать программы переподготовки врачей. В ведомстве считают, что такие инициативы помогут оперативно закрыть кадровые пробелы в системе здравоохранения. Однако эксперты предупреждают: если не усилить контроль за качеством обучения, это может привести к росту числа медицинских ошибок и ухудшению уровня оказания помощи пациентам.
Решение о продлении упрощенного порядка переподготовки стало очередным шагом в попытке адаптировать систему здравоохранения к текущим вызовам. Вопрос лишь в том, удастся ли сохранить баланс между скоростью подготовки специалистов и их профессиональной компетентностью.