
Международная группа исследователей из Нидерландского института нейробиологии совершила прорыв в понимании механизмов дислексии. Масштабное исследование, результаты которого опубликованы в авторитетном научном журнале Science Advances, раскрывает генетические корни проблем с чтением и письмом.
Научная команда проанализировала генетические данные более миллиона добровольцев из Великобритании, предоставленные компанией 23andMe. Уникальность работы заключается в беспрецедентном размере выборки и применении передовых методов анализа ДНК.
«Мы впервые смогли установить прямую связь между определенными генетическими вариантами и развитием дислексии», — поделился руководитель исследования профессор Ян Ван Дейк.
Для подтверждения полученных результатов ученые провели дополнительное исследование, охватившее 30 тысяч человек. Анализ показал, что носители специфических генов имеют характерные особенности строения мозга: уменьшенный объем зон, ответственных за координацию движений и обработку речи, при увеличенных областях, связанных со зрительным восприятием.
Дислексия затрагивает способность к чтению и письму, не влияя на общий интеллект. Люди с данным расстройством испытывают сложности с правописанием, беглостью чтения и пониманием текста.
Несмотря на выявленную генетическую составляющую, исследователи подчеркивают комплексную природу дислексии. По словам ученых, расстройство невозможно свести к изменениям в отдельном гене или области мозга — необходим многофакторный подход к изучению и коррекции данного состояния.