Освежающий душ для мировой экономики может обернуться ледяным душем. Как сообщает The Financial Times, ужесточение Китаем контроля над экспортом редкоземельных металлов спровоцировало волну тревоги среди западных корпораций. Отраслевые гиганты опасаются, что эта мера разорвет цепочки поставок для высокотехнологичных отраслей и взвинтит цены на критически важные компоненты, от микрочипов до оборонной продукции.
Новые правила Пекина требуют от иностранных компаний получения специальных разрешений даже на вывоз товаров со следовыми количествами редкоземелей китайского происхождения. Под ограничения попали, в частности, мощные магниты, без которых невозможно производство электромобилей и современной электроники.
Последствия уже ощущают на себе ключевые секторы промышленности. Немецкая автомобильная группа VDA предупреждает о далеко идущих последствиях для европейских поставок.
«Ожидается, что новые правила, принятые Министерством торговли Китая, будут иметь далеко идущие последствия для поставок соответствующей продукции в Германию и Европу», — заявил представитель организации.
Оборонный сектор также готовится к удару: возможны срывы сроков производства истребителей F-35, крылатых ракет Tomahawk и радиолокационных систем. В поисках выхода автоконцерны уже начали наращивать заказы у альтернативных поставщиков, например, у немецкой компании Magnosphere. Ее генеральный директор Фрэнк Эквард прогнозирует для мировой автопромышленности «серьезные проблемы» из-за нарушений в логистических цепях.
По мнению китайских юристов, новые правила создадут административные барьеры не только для иностранных, но и для местных компаний, резко увеличив бюрократическую нагрузку. Несмотря на растущие риски, эксперты сохраняют осторожный оптимизм, надеясь, что Вашингтон и Пекин смогут договориться о смягчении режима, чтобы не допустить глобального кризиса.