
Как пишет издание The Associated Press, когда первые две волны 10-процентных пошлин обрушились на китайский экспорт, Цзоу Гоцин лишь вздохнул, не считая барьеры непреодолимыми. Предприниматель из Нинбо пожертвовал частью прибыли, предложив своему клиенту — заводу снегоходов в Небраске — скидки от 5% до 10%. Стратегия сработала: американская компания согласилась разместить новый заказ на формы и комплектующие.
Однако 2 апреля ситуация кардинально изменилась. Президент США объявил о дополнительной универсальной пошлине в 34% на все китайские товары, повергнув в шок Цзоу, который более десятилетия поставлял продукцию на американский рынок.
«Продолжать бизнес в таких условиях невозможно. Похоже, мне придется полностью отказаться от торговли с Соединенными Штатами», — признался предприниматель из восточного китайского города.
Ситуация стремительно ухудшилась, когда последовало еще одно повышение тарифов — до рекордных 145%. В ответ Пекин ввел ответные меры в виде 125-процентной пошлины на американские товары. Теперь Цзоу может лишь надеяться на диалог между лидерами двух держав.
Беспрецедентные тарифные барьеры поставили компании, ведущие трансграничную торговлю между США и Китаем, в критическое положение. Предприниматели беспокоятся не только о ближайших заказах, но и о жизнеспособности своего бизнеса в долгосрочной перспективе. Эксперты выражают серьезную озабоченность: многолетние торговые связи, служившие фундаментом отношений между двумя крупнейшими экономиками мира, могут быть разрушены.
«Если высокие пошлины сохранятся в течение полугода или дольше, мы станем свидетелями реального экономического разрыва между американской и китайской экономиками», — предупреждает Чэнь Чживу, профессор финансов Школы бизнеса Гонконгского университета.
Джош Липски, старший директор Центра геоэкономики Атлантического совета, характеризует ситуацию еще жестче. По его мнению, сохранение заоблачных тарифов фактически равносильно «торговому эмбарго», делающему невозможным экспорт из Китая в США недорогих товаров, включая одежду. Американским компаниям придется искать альтернативных поставщиков за пределами Китая, разумеется, при наличии таковых.