
Более месяца танкер Delta Blue с партией азербайджанской нефти, загрязненной органическими хлоридами, дрейфует в Атлантическом океане недалеко от Португалии. Судно, способное перевозить до 158 тыс. тонн сырья, находится в режиме ожидания. Виной всему некондиционный груз стоимостью около $70 млн.
По данным системы AIS, Delta Blue покинул турецкий порт Джейхан 17 июля. Текущая осадка (15,9 м при максимальных 17,1 м) говорит о том, что на борту остаётся примерно 100 тыс. тонн нефти. Проблемы начались ещё в Турции — с 17 по 23 июля терминал в Джейхане приостанавливал работу из-за обнаружения загрязнений.
Позже несколько европейских нефтяных компаний, включая итальянскую Eni, австрийскую OMV и чешское подразделение Orlen, подтвердили получение нефти с повышенным содержанием хлоридов. В Румынии из-за 90 тыс. тонн некондиционного сырья даже ввели режим ЧП — OMV Petrom пришлось использовать стратегические запасы страны.
В свою очередь оператор азербайджанской нефтедобычи BP заявил, что часть резервуаров в Джейхане действительно содержала нефть с хлоридами, но её оперативно изолировали.
«Мы продолжили отгрузку только из проверенных резервуаров, соответствующих стандартам», — пояснила представитель BP в Азербайджане Тамам Баятлы.
Между тем скидки на азербайджанскую нефть достигли четырёхлетнего максимума. Технически «грязное» сырьё можно разбавить качественным, снизив уровень хлоридов до нормы.
В Румынии не исключают, что загрязнение могло быть преднамеренным и связано с «российским следом». Однако большинство экспертов считают причиной банальную техническую ошибку.