«Сбер» решил продать долг Utair за 25% от номинала




Сбербанк выставил долг авиакомпании Utair на торги. Это следует из данных электронной площадки Российского аукционного дома.

Сумма долга авиакомпании перед Сбербанком в двух синдикатах (по кредитам на семь и 12 лет) — около 4,99 млрд рублей. Банк продает его за 25% от номинала — за 1,24 млрд рублей. Также у Utair есть отдельный долг перед Сбербанком 17,4 млрд рублей.

В Сбербанке судьба долга Utair решалась несколько месяцев, сказали Forbes два источника, близкие к разным сторонам сделки. Кроме «Сбера», в пул кредиторов Utair также входили «Траст», ВЭБ.РФ, МКБ, «ЮниКредит» и еще шесть банков, включая банк «Россия». Всего в двух синдикатах Utair должен около 39 млрд рублей. Оба кредита авиакомпания получила в 2015 году. Крупнейшие заемщики, судя по документам, которые изучил Forbes, — Сбербанк, банк «Россия», «Траст» и МКБ.

В 2018 году Utair начала переговоры о реструктуризации долга, объяснив это скачком цен на топливо и падением рубля. Но несколько лет не могла договориться с кредиторами. По итогам 2019 года перевозчику удалось заработать только 1,5 млрд рублей операционной прибыли. В июне 2020 года компания допустила четвертый по счету дефолт по кредитам.

Авиакомпания предлагала банкам разные варианты реструктуризации. Например, растянуть выплаты по 12-летнему кредиту (23,7 млрд рублей) на 35 лет под 0,01%, а по семилетнему (15,3 млрд рублей) просила списать 70% и выплатить оставшуюся сумму тоже через 35 лет под 0,01%, писал РБК. Но банки от этих условий отказывались, а некоторые и вовсе требовали банкротства авиакомпании. К примеру, в 2019 году через суд этого пытался добиться МТС-банк, но безуспешно. Глава Сбербанка Герман Греф заверял год назад, что банк не намерен банкротить авиакомпанию. А в начале 2020 года отмечал, что переговоры с Utair подошли к «финальной стадии».

Переговоры сдвинулись с мертвой точки в апреле этого года. Банк «Россия», на тот момент второй крупнейший по обоим синдикатам кредитор Utair, стал постепенно выкупать долги перевозчика с большим дисконтом. Напрямую продажа долгов «России» невозможна из-за санкционных рисков, поэтому все банки выставляли долги Utair на электронных торговых площадках. Большинство кредиторов продавали свой долг через торги за 25% от номинала, следовало из данных площадок.

В итоге сначала банк «Россия« консолидировал 18,8 млрд рублей долга от частных банков, входящих в синдикаты. Так он получил почти 50% от двух синдицированных кредитов. Осенью свой долг выставил на торги «Траст» (за 30% от номинала), а затем ВЭБ.РФ (по цене 44,7% от номинала). Они также получили предложения о покупке от «России» за 25% от номинала, говорит источник Forbes, близкий к одной из сторон сделки. Как рассказывали источники РБК, госбанки хотели продать их дороже, но четверть от номинала — «лучше, чем ничего», пояснял один из собеседников издания.

Пока остается неизвестной судьба долга Utair перед Сбербанком на 17,4 млрд рублей. Один из источников Forbes, знакомый с деталями переговоров, сказал, что банк не планирует продавать этот кредит из-за «слишком высокой суммы». Эту информацию подтвердил источник, близкий к одной из сторон сделки. По его данным, по кредиту будет подписан новый договор в конце декабря. Детали новых договоренностей источники не раскрыли. Этот кредит обеспечен поручительством «Сургутнефтегаза» («дочка» НПФ «Сургутнефтегаз» «АК-Инвест» — основной акционер Utair).

Банк «Россия» может покупать долги Utair из-за того, что кредит перед «Сбером» обеспечен поручительством «Сургутнефтегаза», сказали Forbes два источника, близких к разным сторонам сделки. Потому банкротства авиаперевозчика «Сургутнефтегаз» допустить не может. Банк «Россия» в данном случае выступает как «дружественный» банк, говорили также источники РБК.

Forbes направил запрос в Utair, ожидает ответа. Сбербанк и Райффайзенбанк, выступающий консультантом Utair, отказались от комментариев.



Добавить комментарий