Российские потребители начали экономить даже на базовых продуктах питания. Как сообщает газета «Коммерсантъ», после многомесячного замедления темпов роста в розничной торговле впервые зафиксировано абсолютное снижение количества покупок.
Динамика свидетельствует о тревожной тенденции: если в январе-апреле рост числа чеков в продуктовых магазинах составлял 6% в годовом выражении, то за девять месяцев этот показатель упал до 3,5%.
«Потребители начали делать выбор в пользу самых дешевых продуктов и отказываться от разнообразия в еде», — констатирует директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.
Оборот ритейлеров продолжает расти исключительно за счет повышения цен. Средний чек в продуктовых магазинах вырос на 9%, достигнув 1100 рублей. Однако в натуральном выражении статистика выглядит тревожно. По данным оператора «Такском», в сентябре-октябре покупка основных продуктов питания сократилась на 5%. Особенно заметно упали продажи молока (-8%), гречки (-9%) и риса (-10%).
Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации.
«По итогам года ретейлеры сообщат о просадке спроса, и новогодние праздники с их увеличением продаж не помогут», — уверен руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
Согласно расчетам Infoline, выручка крупнейших FMCG-сетей выросла с начала года на 17,1% против 24,7% годом ранее, а рентабельность может опуститься до исторического минимума 1,7-1,9%.
Дополнительным фактором давления стало желание властей контролировать цены на продукты. По мнению Гафарова, это искажает бизнес-модели и провоцирует конфликты между ритейлерами и поставщиками, вынужденными повышать стоимость товаров из-за растущих издержек.