РИА Новости: рост стоимости транспортировки в ЕС развивает танкерный кризис

ЕС не решается ввести потолок цен на российские энергоресурсы. Москва уже пообещала не поставлять сырья всем тем, кто попытается ввести ограничения. Между тем возникает другая проблема: резко возросшие транспортные расходы. Ставки фрахта взлетели до небес, судов не хватает. В результате это приведет к увеличивается дефицита и подорожанию энергетического сырья, пишет РИА Новости.

Спокойствие перед бурей

Биржевые цены на газ в Европе впервые с середины июня упали ниже $1000 за тысячу кубометров. Аналитики связывают это с тем, что газохранилища практически заполнены, а спрос в теплую погоду еще сравнительно невелик. Паника по поводу вышедшего из строя «Северного потока — 2» несколько улеглась, а импорт в целом, включая СПГ, стабилен.

Однако эксперты говорят, что это всего лишь затишье перед бурей. По словам директора по энергонаправлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексея Белогорьева, котировки снова вырастут.

В настоящее время глобальный рынок СПГ сместился в сторону Европы. США направляет туда 70% своего экспорта, и китайские трейдеры проявляют активность в этом направлении в связи с низким внутренним спросом. А ЕС увеличил закупки у России — сразу на 50% до 15 млрд кубов.

Тем временем Пекин «ставит на стоп» поставки, тем самым усугубляя энергетический кризис в ЕС. Но дело не только в этом: транспортные расходы слишком велики.

Слишком дорогие танкеры

К середине октября, по данным Балтийской биржи, стоимость фрахта танкера СПГ выросла до $450 000 в сутки в связи с изменениями в логистике, в 6 раз больше, чем в начале года.

Цена перевозки сырой нефти из США в Китай находится на самом высоком уровне с 2020 года, а с Ближнего Востока в Японию — в 2 раза дороже, чем в марте. Причина в нехватке судов, вызванная борьбой Европы за топливо.

В конце октября Shell зафрахтовала танкер-газовоз Yiannis за 400 000 долларов США в сутки для отправки в Европу. GAIL India получила Schneeweisschen за 360 000.

Сумасшедшая прибыль

По некоторым прогнозам, в четвертом квартале фрахт должен достичь семизначных цифр.

«Это может показаться безумием, но все дело в прибыли. Если речь идет о 200 млн долларов за партию СПГ, грузоотправитель готов платить столько», — отмечает издание American Shipper, которая специализируется на морских перевозках.

Согласно последнему отчету брокерской компании Affinity, краткосрочная и среднесрочная торговля СПГ окажется под большим давлением. Свободных танкеров становится все меньше: крупные энергетические компании резервируют их заранее.

По словам трейдеров и судовых брокеров, зафрахтованные танкеры арендуются по более низким ставкам. Иногда они расходуют топливо во время курсирования между Сингапуром и Малайзией, поскольку единственная цель — удержать корабли как можно дольше. Торговцы загружают их природным газом и нефтепродуктами и ставят на прикол, надеясь продать груз по более высокой цене.

В результате суда не возвращаются на рынок, что приводит к росту цен на фрахт.

Кроме того, энергетический кризис приводит к нехватке плавучих хранилищ и регазификационных установок, что также увеличивает стоимость аренды.

Поставки сокращаются

Сами танкеры тоже дорожают. Из-за вводимых Евросоюзом санкций в отношении российской нефти резко выросли цены на танкеры-ледоколы. Судовые брокеры сообщили Bloomberg, что некоторые суда ледового класса Aframax предлагались по цене от 31 до 34 миллионов долларов, удвоив цену прошлого года.

С 5 декабря в рамках 6 пакета санкций Евросоюза запрещена отгрузка российской нефти, а с 5 февраля — нефтепродуктов. Западные компании могут обрабатывать и страховать грузы из России только в том случае, если нефть продается по цене, равной или ниже предельной цены.

«Нехватка судов ледового класса грозит блокировкой поставок 500-750 тысяч баррелей в сутки из Балтийского моря в зимний период», — отмечают аналитики брокерской компании Braemar.

Это грозит Европе новым витком энергетического кризиса. Предельные цены на российскую нефть, доставляемую морем, ударят по танкерному флоту мира. Некоторые суда невозможно будет застраховать. Это, в свою очередь, сократит поставки на мировые рынки и ослабит антикризисные усилия США, предупреждает Bloomberg.

А цены на сырье зимой могут резко вырасти.