
В полуразрушенном складе на окраине Пекина бизнесмен Ань Давэй осматривает ряды гигантских холодильников, промышленных плит и хлебопекарных печей, ожидающих перепродажи новым владельцам. Каждое устройство — это история неудачного ресторанного бизнеса, который не выдержал экономического спада в Китае.
«Для обычного человека открытие ресторана почти гарантированно заканчивается провалом», — заявил в интервью агентству Reuters 38-летний Ань, занимающийся продажей подержанного кухонного оборудования.
Он добавил, что после пандемии COVID-19 многие китайцы вложили свои сбережения в ресторанный бизнес, надеясь на быстрое восстановление экономики. Однако замедление экономического роста и снижение потребительских расходов привели к массовым закрытиям заведений. В результате на рынке разгорелась ценовая война: кофе продают за 9,9 юаня ($1,40), а комплексные обеды на четверых — за 99 юаня ($14).
Со слов бизнесмена, в прошлом году его команда демонтировала оборудование 200 ресторанов ежемесячно, что на 270% больше, чем годом ранее. Общее число закрытых предприятий общепита достигло рекордных 3 миллионов по всей стране.
«В городах первого уровня, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь, ежемесячный уровень закрытия ресторанов превышает 10%, а иногда достигает 15%», — отмечает Ань.
Менеджер пекарни сетевого формата, расположенной в заброшенном торговом центре рядом с Олимпийским парком Пекина, рассказал журналистам Reuters, что высокая арендная плата в 50 000 юань ($6,900) в месяц и низкий трафик стали причиной закрытия заведения через 14 месяцев работы.
«Люди просто не хотят тратить деньги, как раньше. Если у них и есть средства, они предпочитают более дешевые варианты», — пояснил менеджер, пожелавший остаться анонимным.
Аналитики подчеркивают, что средний срок жизни ресторана в Китае составляет всего около 500 дней, а в Пекине этот показатель снижается до года. По данным муниципальной статистики, чистая прибыль ресторанов в первой половине 2024 года упала на 88%.