
По данным издания Gazeta, транспортно-логистическая отрасль Польши, долгое время считавшаяся локомотивом национальной экономики, переживает беспрецедентный спад.
Масштаб проблем иллюстрируют тревожные цифры: доля транспортных компаний в общем числе банкротств выросла с 5% в 2021 году до 13% в 2024-м. ВВП сектора за минувший год упал на 3% – самое резкое падение среди всех отраслей польской экономики.
Президент Союза работодателей «Транспорт и логистика Польши» Мачей Вронский отмечает, что компании вынуждены сокращать автопарк и персонал. По результатам отраслевого опроса, 37% предприятий прогнозируют дальнейшее снижение выручки в ближайшие два года, 14% ожидают стагнации.
Кадровый голод достиг критической отметки – число вакансий в секторе на 44% превышает среднеэкономические показатели. Ситуацию усугубляет сокращение притока трудовых мигрантов. Впервые за долгое время уменьшилось количество компаний, имеющих лицензии на международные перевозки.
На фоне экономического спада в Германии – ключевого торгового партнера – польские перевозчики столкнулись с падением спроса. Рост цен на топливо и повышение затрат на оплату труда также бьют по рентабельности бизнеса.
Директор аналитического центра SpotData Игнаций Моравский связывает текущие проблемы с предшествующим периодом бурного роста, когда многие компании увлеклись инвестициями и наращиванием зарплат. За 20 лет доля польских перевозчиков на европейском рынке выросла с 5% до 20%, но дальнейший рост маловероятен.
При этом эксперты видят в кризисе возможности для оздоровления отрасли через структурную перестройку, внедрение новых технологий и оптимизацию бизнес-процессов.