Планы пенсии не планы народа

Крупнейший российский НПФ Сбербанка начал предлагать клиентам из премиум-сегмента индивидуальные пенсионные планы (ИПП). Клиент сам определяет размер дополнительной пенсии, однако такой план требует от него жесткой финансовой дисциплины на этапе накопления. Эксперты отмечают, что сейчас, в условиях падения процентных ставок, участники рынка не готовы к активному продвижению подобных программ.

НПФ Сбербанка на этой неделе опубликовал форму договора ИПП с установленным размером выплат (defined benefits, DB). Размер минимальной выплаты и ее срочность (5–20 лет) устанавливаются клиентом, а взносы для достижения этого определяет фонд. «На пенсионном рынке такие продукты представлены незначительно»,— утверждает представитель НПФ Сбербанка. В НПФ отказались отвечать на вопрос о норме доходности, заложенной в этом плане. По таким договорам актуарная норма доходности находится в диапазоне от 1–3% годовых, солидарны два актуария крупных НПФ. В крупнейших частных фондах, развивающих ИПП, подтвердили, что на данный момент не продвигают индивидуальные планы с установленными выплатами.

На фоне продления моратория на формирование пенсионных накоплений до конца 2023 года, сокращения клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), а также секвестрирования расходов предприятий на корпоративные пенсионные программы (КПП) для НПФ становится актуальным развитие ИПП, отмечал Банк России. Регулятор отметил тенденцию вывода фондами «на рынок новых пенсионных и квазипенсионных продуктов».

Предложенный финансовый продукт накладывает довольно существенные требования к клиенту. Согласно опубликованному договору, с каждого денежного взноса граждан фонд забирает себе 3%. И при досрочном расторжении договора клиент, даже при условии многолетних накоплений, не может рассчитывать на возвращение 100% взносов. Например, если оно произойдет в пределах двух лет с начала действия договора, клиент получит лишь 80% взносов и не будет иметь права на полученный за это время инвестдоход. «Взнос 3% покрывает расходы на персональное обслуживание клиентов, а выкупные суммы при расторжении договора покрывают расходы, которые несет фонд, на продажу продукта»,— объясняют в НПФ Сбербанка.

К тому же ИПП требует от клиента высокой платежной дисциплины. Нарушение сроков уплаты взносов допускается «не более двух раз в течение срока действия договора и не более чем на 30 календарных дней при каждом нарушении». «В случае нарушения уплаты пенсионных взносов гарантированный размер пенсии не может быть обеспечен»,— говорят в фонде.

Таким образом, ИПП переходит из категории DB в категорию defined contributions (DC), когда размер пенсии определяется исходя из накопленных средств и срока выплаты.
Участники рынка отмечают, что такой пенсионный план может быть интересен узкой категории клиентов. «Для обеспечения условий договора клиент должен взять на себя повышенные обязательства по размеру взносов и периодичности их уплаты, что может быть существенным стоп-фактором»,— говорит коммерческий директор НПФ «Открытие» Егор Шкерин. Гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская также отмечает, что «во время накопления такой продукт требует соблюдения платежной дисциплины клиентом и долговременного финансового планирования». Об ориентации ИПП на премиальный сегмент клиентов Сбербанка говорят и в его дочернем фонде.

Эксперты рассказывают, что планы DB были распространены еще в нулевые, однако в настоящее время встречаются все реже. По словам главы центра анализа НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, «отказ от DB — это глобальный тренд», который связан в том числе «с риском потери покупательской способности установленных выплат». Кроме того, по его словам, «это весьма рискованно и для НПФ во времена снижения процентных ставок в экономике». По словам Егора Шкерина, «возникающая необходимость дополнительного контроля исполнения условий договоров в части внесения взносов вкладчиками, а также повышенные риски в части прогноза доходности» останавливают фонды от их продвижения.

Добавить комментарий