
Массовый переход авиации России на отечественные самолеты может привести к острой нехватке квалифицированных пилотов уже к 2029 году. Основная проблема кроется в необходимости переучивать летный состав для работы на новых российских моделях.
Согласно Комплексной программе развития авиапромышленности, в ближайшие пять лет планируется выпустить около 1000 гражданских самолетов. Однако эксперты предупреждают: амбициозные планы по обновлению парка могут столкнуться с кадровым кризисом.
«Мы неизбежно придем к ситуации, когда количество новых самолетов резко возрастет, а подготовленных экипажей для них окажется недостаточно. Без системного подхода к обучению дефицит командиров воздушных судов станет реальностью», — отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Главными проблемами подготовки кадров эксперты называют нехватку современных тренажеров для МС-21 и Superjet-100, устаревшие программы обучения в летных училищах и недостаток практических часов у выпускников.
Ежегодно российские летные школы выпускают около 600 пилотов, но их квалификация зачастую не соответствует требованиям современных лайнеров.
Пока ситуацию спасает сокращение международных рейсов из-за санкций. Как рассказал бывший командир воздушного судна Игорь Кузькин, после ограничений 2022 года около 2000 пилотов лишились работы.
Известно, что правительство уже выделило 765 млрд рублей на развитие авиапрома в ближайшие шесть лет. Однако аналитики подчеркивают: без параллельных инвестиций в подготовку кадров масштабное обновление парка может столкнуться с непреодолимыми трудностями.