Отмена моратория на проверки и новый налог на авто. Свежие идеи от Гетманцева




Отмена моратория на проверки и новый налог на авто. Свежие идеи от Гетманцева

Отмена моратория на проверки и новый налог на авто. Свежие идеи от Гетманцева

Вторник, 17 ноября 2020, 07:29
46

В профильном парламентском комитете выкатили новую пачку налоговых изменений для бизнеса и украинцев

В парламентском налоговом комитете выдвинули на голосование в Верховную Раду доработанный законопроект с правками в Налоговый кодекс, который призван привнести в жизнь бизнеса и рядовых украинцев много нового.

Транспортный налог

Законопроектом предполагается изменить объект налогообложения транспортным налогом и облагать легковые автомобили не старше 5 лет, среднерыночная стоимость которых превышает 200 размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года (сейчас – 375 минзарплат или 1 млн. 771 тыс. грн).

Согласно проекту госбюджета, на 2021-й год планируется повышение минимальной зарплаты с 1 января до 6000 грн.

Таким образом, объектом налогообложения могут стать легковые автомобили не старше 5 лет, среднерыночная стоимость которых превышает 1 млн 200 тыс. грн.

«Если данный законопроект будет принят в этом году, то соответственно законодателем снова будет нарушен принцип стабильности, заложенный налоговым законодательством, который предусматривает невозможность изменения объектов налогообложения позднее чем за 6 месяцев до нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила», – отметил в беседе с UBR.ua налоговый консультант Владимир Рак.

Отмена моратория на проверки

Бизнес больше всего затронет отмена моратория на проверки. Исключение составят только инспекции, которые должны были начаться в период с 18 марта 2020 – эти проверки в план 2020 года не будут включены. Сейчас это абсолютно нелогично, считают юристы.

«Мало того, что карантин продлен и местами ужесточены карантинные меры, так нужно учитывать, что даже после отмены карантина неизвестно, какое время понадобится бизнесу, чтобы вернуться в прежнее состояние», – заметила в разговоре с UBR.ua руководитель судебной практики ЮК «Наказ» Наталия Чацкис.

Налоговой откроют банковскую тайну

Еще одно важное предложение в законопроекте – практически безграничное расширение доступа налоговой к банковской тайне.

Сейчас в законе «О банках и банковской деятельности» речь идет о том, что налоговая по своему запросу может получить информацию о наличии счетов у должника. Законопроект же предлагает дать налоговой информацию о состоянии счетов, движениях по счету, остаток денег на счету и наличие банковского сейфа.

«Зачем это все? Чтобы взыскать деньги с должника по решению суда не нужно знать про движение средств на счету и операции, которые проводились бизнесом. Это ведь не налоговая проверка и не специальная мера для установления каких-либо фактов (например, легализация доходов). Это взыскание конкретной суммы долга с должника. Задача поиска и взыскания этой суммы долга – работа исполнительной службы. Непонятно, почему налоговая без законных проверок, без решения суда о доступе к информации будет получать информацию про все возможные банковский операции субъекта хозяйствования», – добавила Наталия Чацкис.

В данном случае не будет ни ограничения по срокам (т.е. налоговая может получить информацию о движении средств на счету за любой период времени), ни ограничения по сумме долга (т.е. выполняя решение суда о взыскании с компании налогового долга на пару тысяч гривен, можно получить доступ к информации о миллионных сделках). 

При этом круг плательщиков, к счетам которых смогут получать доступ, не ограничен субъектами хозяйствования, это могут быть и счета физического лица.

«Необходимость такого нововведения обосновывается целями взыскания налогового долга, однако авторами законопроекта не учтено, что такое взыскание с физлиц осуществляется в порядке, определенном законом «Об исполнительном производстве». Поэтому вмешательство государства в банковскую тайну физлиц в данном случае не является насущным и обоснованным”, – заметила нам член Ассоциации юристов Украины Руслана Пивоварова.

Ограничение учета отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль 7-ю годами

Среди прочего, предусмотрено ограничение учета налоговых убытков прошлых лет при исчислении налога на прибыль семью последовательными годами, начиная с отчетного года, в котором возникли такие убытки.

Планируется, что такое ограничение впервые будет применяться по результатам декларирования налога на прибыль за 2021 год, с учетом налоговых убытков, возникших начиная с 2014 года.

Таким образом, начиная с 2021 года, плательщики налога на прибыль будут лишены возможности уменьшить объект налогообложения налогом на прибыль на налоговые убытки, которые образовались до 2014 года.

Также, и в последующих отчетных периодах (годах) не будет возможности уменьшить налог на прибыль, использовав убытки старше семи лет.

«Это может привести к тому, что многие компании, которые получили убытки в 2015 году в связи с резким снижением курса национальной валюты (за счет курсовых разниц), не смогут их учесть в уменьшение прибыли, в связи с текущим кризисом в экономике, вызванным пандемией (отсутствием прибыли как таковой)», – говорит Владимир Рак.

Это спровоцирует поиск схем по перенесению убытков, по которым «подходит срок», на прибыльные компании, либо компании будут искусственно формировать прибыль для использования таких убытков, а в последующем «отыгрывать» сделки назад.

Прогнозируемо, это приведет к увеличению количества споров с контролерами относительно экономической целесообразности и реальности осуществления таких сделок и схем.

«В итоге задумка пополнить бюджет за счет старых убытков может не сработать на полную. Кроме того, необходимость введения таких спорных ограничений в период углубления кризиса, вызывает определенные сомнения», – подметил нам Владимир Рак.

Да здравствует тоталитаризм

Возобновление проверок в то время, когда бизнес на грани выживания, неограниченный доступ к банковской тайне даже без особых на то причин – все это, да и вообще большинство идей главы парламентского налогового комитета Данила Гетманцева, по мнению юристов, граничит с методами тоталитарного режима.

«Как показывает мировой опыт, наполнение государственной казны куда успешнее происходит путем создания благоприятных условий для развития бизнеса, искоренения коррупции, оптимизации налогов и снижения давления и внимания со стороны государственных органов. Как Украина планирует привлекать иностранные инвестиции, стимулировать бизнес, и, следственно, наполнять казну с такими идеями, мне непонятно», – отметил нам управляющий партнер ЮК «Наказ» Филипп Орлов.



Добавить комментарий