До 40% рынка могут занять отечественные производители офисного ПО к 2026 году. Такой вывод сделала компания J’son & Partners Consulting после проведения исследования российского рынка офисного программного обеспечения.
В структуре российского рынка офисного ПО в 2020 году основная доля (77,5%) принадлежала зарубежному ПО – Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т. д. Доля свободного ПО – LibreOffice и OpenOffice – составила 15,5%. Два наиболее крупных российских игрока – Новые облачные технологии («МойОфис») и Р7 («Р7-Офис») – заняли долю 7%.
К постепенному увеличению доли отечественного офисного ПО и изменению структуры рынка приведут, по мнению экспертов, повышение бизнес-рисков применения зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций, активные действия государства по поддержке отечественных производителей, импортозамещению и легализации использования программного обеспечения, поддержка развития открытого ПО со стороны государства, усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных, увеличение лояльности потребителей к российскому ПО.
Среднегодовой темп роста рынка офисного ПО в течение пяти лет составит 6-9%. Российские производители увеличат свою долю с 7% до 40%, а доля зарубежного ПО, напротив, сократится в 2,6 раза с 77,5% до 30%.
J’son & Partners Consulting отметила, что объем российского рынка офисного ПО в 2020 году составил 38,85 млрд рублей. Коммерческий сектор имеет большую долю, а государственный занимает второе место. Также сообщается, что потенциальная емкость рынка может достигать отметки 309,5 млрд рублей. Это обусловлено уровнем распространенности альтернативных возможностей (необновляемое и устаревшее ПО, условно-бесплатные сервисы, свободное ПО и т. д.).