Налоговикам разрешат доначислять НДФЛ и военный сбор с карточных переводов




Налоговикам разрешат доначислять НДФЛ и военный сбор с карточных переводов

Налоговикам разрешат доначислять НДФЛ и военный сбор с карточных переводов

При продаже вещей на маркетплейсах и получении денег на карту придется доплачивать 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора

Налоговикам хотят открыть доступ к банковской тайне. С соответствующей идеей выступил председатель Совета НБУ Богдан Данилишин. И если в данном случае речь идет о счетах юрлиц, то зарегистрированный в парламенте законопроект №4073 касается вообще всех счетов.

Если его примут, то Налоговая служба по письменному запросу сможет получать информацию о движении средств, назначении платежей и контрагентах любого юридического или физического лица вне зависимости от ведения хозяйственной деятельности.

«В отношении компаний или физлиц-предпринимателей эта мера выглядит более-менее вменяемой как с точки зрения международного опыта, так и в целях контроля уплаты налогов. Но вот подобное любопытство налоговиков в отношении любого физического лица, без оснований, уголовных производств или каких-либо иных законных претензий/оснований выглядит как минимум странным, а как максимум наступлением на конституционные права граждан», – заметил в беседе с UBR.ua старший аналитик Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Какую информацию могут запрашивать уже сейчас

Действующая редакция закона «О банках и банковской деятельности» предусматривает право налоговых органов на основании письменного запроса получить от банка банковскую тайну.

Объем этой информации ограничивается только сведениями о наличии банковских счетов. Для сравнения, органам прокуратуры, СБУ, ГБР, Нацполиции, НАБУ, АМКУ предоставлено право получить информацию о конкретных операциях, проводимых банком в интересах клиента.

На практике налоговые органы активно используют имеющиеся у них базы информации, в частности, реестр выписанных налоговых накладных.

«В случае необходимости налоговый орган может получить доступ к информации от самого плательщика налогов – на основании письменного запроса или во время документальной налоговой проверки. При осуществлении досудебного расследования следственными подразделениями налоговых органов действенным механизмом получения банковской тайны от банка является определение следственного судьи о временном доступ к вещам и документам», – рассказал UBR.ua советник ЮФ Equity Богдан Слободян.

Как будет

Законопроект №4073 предусматривает существенное расширение полномочий налоговых органов, поскольку предлагает предоставить доступ к информации по счетам конкретного физического или юридического лица с указанием контрагентов и назначений платежей.

«В случае принятия указанного законопроекта можно спрогнозировать значительную активизацию работы налоговых органов в части анализа операций по счетам, сопоставление операций различных контрагентов», – добавил Богдан Слободян.

С другой стороны, говорят юристы, следует отметить, что в настоящее время ряду государственных и правоохранительных органов уже предоставлена возможность получать банковскую тайну о личности.

Как в других странах

В международной практике также наблюдается постепенное нивелирование банковской тайны.

Те же FATCA и CRS дают возможность странам получать информацию о счетах своих резидентов в других юрисдикциях, и наоборот – накладывают обязанность на финансовые учреждения предоставлять данные о счетах нерезидентов.

К слову, банки в Украине обязали предоставлять информацию по указанным стандартам автоматического обмена информацией еще в декабре 2019 года.

В свою очередь, отмечают юристы, законопроект №4073 – это шаг далеко вперед. Он предлагает обязать банки предоставлять информацию о счетах любых юридических и физических лиц, а также о движении средств по ним.

Такая инициатива однозначно отпугнет вкладчиков, как потенциальных, так и существующих.

«Если сейчас налоговому органу передается только информация о наличии счетов у субъектов хозяйствования, а движение средств по ним банк раскрывает только после получения соответствующего определения суда, то в случае принятия законопроекта №4073 налоговики получат практически неограниченный доступ к счетам в любое время. Им будет достаточно направить запрос напрямую в банк», – подметил в разговоре UBR.ua адвокат, юрист юридической группы LCF Игорь Белицкий.

Если сейчас своеобразным фильтром является суд, то после принятия законопроекта количество запросов будет ограничено только желанием налоговиков, которые не будут скованы необходимостью объяснять судье крайнюю важность получения ими информации о транзакциях.

Как отразится на вкладчиках и банках

Новая обязанность банков может отразиться на многом: как на существенных депозитах, накопленных вследствие активного уклонения от налогообложения, так и на вполне бытовых ситуациях.

В первом случае все предельно очевидно, поскольку налоговая получит возможность увидеть количество средств и сопоставить их с данными об уплаченных налогах.

Во втором – дороже на 19,5% (так как надо будет уплачивать НДФЛ и военный сбор) станет не только перепродавать вещи с заграничных маркетплейсов, а может дойти и до абсурда.

«Например, если человек оплатил ужин за всю компанию, а потом получил от всех присутствующих переводы на карту, то при отсутствии договоров займа, которые, в случае превышения суммы займа в 170 грн, должны быть в письменной форме, то налоговики могут увидеть в таких операциях получение дополнительного блага и доначислить налоговые обязательства», – отметил нам Игорь Белицкий.

Одновременно с этим, реализация предлагаемой обязанности банками не вызовет у них особых сложностей. Просто добавится дополнительный орган, которому необходимо направлять информацию. А вот со стороны налоговиков – сложностей больше, как законодательных, так и организационных.

Нужны новые огромные подразделения налоговой

Первое, что нужно учесть: законопроект предполагает обязанность банков предоставлять информацию на запросы налоговиков, но полномочий налоговикам такие запросы направлять – не добавляет.

«Пункт 20.1.5. статьи 20 Налогового кодекса, который требует решения суда в целях получения информации о движении по счету, остается неизменным. Обновить придется и другие нормативные акты, в том числе утвердить форму запроса», – заметил нам Игорь Белицкий.

Если говорить об организационных сложностях налоговой службы – в первую очередь, это вопрос администрирования полученной информации. Если подобные запросы будут направляться только при проведении налоговых проверок, то дополнительный запрос и обработка ответа проблем не составит.

Если же новые полномочия будут использоваться в целях постоянного мониторинга операций и выявления нарушений фактически в режиме реального времени, то необходимо создавать новые огромные подразделения. В данном случае расходы бюджета на содержание контроллеров, в том числе оплаченного налогоплательщиками кофе, – выглядят неуместно, отмечают юристы.

«Выходом может стать ограничение обязанности банков предоставлять информацию, например, только в случае проведения документальной налоговой проверки. Это уменьшит необходимый дополнительный штат контролирующих органов, ограничит количество необоснованных запросов и возможность давления на бизнес или отдельных физических лиц», – подметил Игорь Белицкий.

К слову, такое ограничение полномочий приведет их в соответствие с полномочиями органов прокуратуры, ГБР, НАБУ, которым информацию о движении средств по счету предоставят только в случае наличия дела о выявлении необоснованных активов и сбора доказательств их необоснованности.

В целом, резюмируют юристы, концепция проверки счетов юридических и физических лиц имеет место быть, особенно в свете вероятной амнистии капиталов и дальнейшего контроля за тратами налогоплательщиков, однако она должна быть существенно доработана и принята в подходящее время.



Добавить комментарий