Методы социальной пропаганды




Методы социальной пропагандыНа протяжении всей жизни, на человека влияет огромное количество разных факторов. Это воздействие может нести положительный или отрицательный характер, быть опасным или безвредным, влиять на эмоциональное или на физическое состояние человека.

Но когда сам человек пытается оказывать воздействие на волю или решения окружающих, внедряя ложные данные или субъективные убеждения в средства массовой информации, это, в большинстве случаев, является именно негативным и опасным влиянием, которое называется пропагандой.

Существует ряд методов и различных пропагандистских уловок, которые активно используются журналистами, маркетологами и политиками. Мы даже не догадываемся, что в большинстве случаев просто поддаемся их влиянию. Поэтому очень важно уметь различать такие проявления в повседневной жизни, для того чтобы не утратить самое главное – свободу выбора.

Основные методы пропаганды:

1. Когнитивный диссонанс

Когда наше мировоззрение совсем противоречит реальной картине мира, возникает когнитивный диссонанс. Это крайне неприятное для человека состояние, от которого он подсознательно пытается избавиться. Следовательно, правильно преподнесённая информация может заставить человека изменить свое восприятие мира. Наибольший эффект достигается, когда эту информацию озвучивает какой-либо общественный лидер. Тогда собственные убеждения и высказывания лидера, который озвучивает совершенно противоположную точку зрения, создают тот самый когнитивный диссонанс, и большая часть общества начинает поддерживать позицию лидера.

2. Анонимный авторитет

Очень распространенная и простая уловка, с которой встречался каждый. «Источник, который пожелал остаться неизвестным рассказывает…», «Ученые доказали…», «Лучшие доктора рекомендуют…». Стоит начать аргумент с этих слов, и шансы на успех значительно возрастают. Ведь кто будет спорить с учеными, не так ли?

3. Принцип контраста

Задача манипулятора, который использует этот метод, подать нужную информацию на фоне с аморальными или неприятными большинству фактами. Например, если параллельно показать актера, который негативно высказывался об ЛГБТ-движении и актера, который жертвует деньги на борьбу с раком, то авторитет второго значительно вырастет. Даже если на самом деле слова первого вырваны из контекста, а второй, к примеру, был замечен в употреблении наркотиков. Этот же принцип работает и во время предвыборных агитаций.

4. Эффект первичности

Информация, которая появляется первой, вызывает у общественности гораздо больше доверия. Следовательно, любую ложь можно преподнести как правду, главное сделать это первым.

5. Переход на личности

Распространенная уловка на дебатах, различных дискуссиях и ток-шоу. Когда человек критикует уже не ситуацию или точку зрения, а самого оппонента и его личные качества.

6. Из крайности в крайность

Спикер представляет только две крайности: либо черный, либо белый. Создается ложная дилемма и большинство выбирает «нужную» позицию. Ведь все промежуточные и альтернативные варианты попросту упускаются.

7. Информационный шум

Важная, но неприятная информация или проблема маскируется чередой ненужных и второстепенных сообщений. Это приводит к снижению актуальности и интереса к данной проблеме.

8. Ярлыки

Создается иллюзия образа данного человека либо компании путем навешивания негативного общепринятого ярлыка. В общественном сознании существует множество негативных образов, например «вор», «радикал», «экстремист», «оппозиционер». Стоит только использовать один из этих ярлыков в рассказе о человеке, и большинство будет воспринимать его именно так, в независимости от правды.

9. Многократное повторение

Чем чаще мы слышим некую информацию, тем больше мы в нее верим. Это закон рекламы, который неизменно срабатывает. Особенно когда она звучит из всех источников. Не зря Йозеф Геббельс говорил: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».

10. Скажи «да»

Очень распространённая уловка на открытых мероприятиях, когда спикер может взаимодействовать с аудиторией. Его задача, засыпать слушателя очевидными аргументами и риторическими вопросами, с которыми последний точно согласится. После чего любой высказанный тезис подсознательно воспримется как что-то истинное.

11. Ложные цитаты

Очень часто в СМИ встречаются ссылки на какие-либо цитаты известных личностей, которые якобы поддерживают данный аргумент. Но все ли эти цитаты являются правдивыми? В большинстве случаев, их формулировка и смысл перекручен в пользу аргумента.

12. Метод 90/10

Если в стоге правды будет иголка лжи, ее вряд ли кто-нибудь заметит. Этот метод работает по принципу – 90% правдивых фактов, 10% лживой или искаженной информации.

13. Искажение масштаба

Достигается, когда спикер контролирует используемые вербальные обозначения. Этим самым он может гиперболизировать ситуацию (например, сказать «кровавый теракт», когда на деле двое умерших). Или, наоборот, обесценивать некоторые события (например, использовать такие фразы, как «зачистить территорию», которые скрывают смертоносный характер). А это, в свою очередь, влияет на то, как общество воспримет данную информацию и на чем акцентирует свое внимание.

14. Отсутствие логики

Наиболее распространенное явление именно в маркетинге и рекламе. Зачастую используется в слоганах. Суть метода заключается в том, чтобы «срастить» два абсолютно не связанных между собой утверждения в одно, которое со временем начнет восприниматься как целое. Пример: «Почувствуй свежесть. Используй…(название всем известной марки дезодорантов или парфюмов)».

Как правило, все вышеперечисленные методы пропаганды можно распознать в потоке информации. Главное – быть внимательным к деталям, не поддаваться эмоциям и мыслить критически. Только так можно сохранить в себе независимую точку зрения.



Добавить комментарий