Новые американские санкции против «Роснефти» и ЛУКОЙЛа пока не вызвали значительного снижения объемов российского нефтяного экспорта. Согласно данным Центра ценовых индексов, морские поставки в октябре сократились всего на 1,2% по сравнению с предыдущим месяцем, составив 470 тысяч тонн в сутки.
Основными направлениями экспорта остаются Китай (34% от общего объема), Индия (29%) и Турция (14%). При этом аналитики отмечают заметное удлинение логистических цепочек и увеличение торговых дисконтов. Сорт ESPO в порту Козьмино подешевел на $2 за баррель, достигнув дисконта в $6,5.
«Наш энергетический ресурс востребован. Он экономически выгоден, целесообразен», — прокомментировал ситуацию вице-премьер Александр Новак.
Рост издержек эксперты связывают с необходимостью привлечения дополнительных посредников в торговых операциях. По словам управляющего партнера Neft Research Сергея Фролова, в ноябре можно ожидать увеличения расходов на фрахт и дальнейшего расширения дисконтов примерно на 10%.
Более заметное влияние санкций может проявиться после 21 ноября, когда истекает срок действия разрешений на сделки с санкционными компаниями. Однако, как отмечает руководитель центра по российским акциям «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин, у нефтяных компаний было достаточно времени для проработки альтернативных схем поставок.
На мировом рынке аналитики ЦЦИ прогнозируют переход к профициту в 2025-2026 годах, что может оказать дополнительное давление на цены. В этой ситуации преимущество получат китайские НПЗ, сохраняющие доступ к российской и иранской нефти с существенными дисконтами.