Российские ограничения на экспорт бензина, вероятно, сохранят свою силу и после 2025 года. Об этом в интервью сетевому изданию «Газета.Ru» заявила преподаватель Института международных экономических связей Лариса Циканова, проанализировавшая текущую ситуацию на топливном рынке.
Эксперт считает полную отмену ограничений маловероятной, поскольку правительство рассматривает экспортный запрет как эффективный инструмент контроля над внутренними ценами.
«Продление ограничений уже стало обычной практикой, а внешние факторы — санкции, колебания мировых цен и логистические риски — делают сохранение барьеров удобным механизмом регулирования», — пояснила Циканова.
Действующие ограничения, продленные до конца 2025 года, распространяются на всех участников рынка — как крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так и независимых производителей. Параллельно сохраняется эмбарго на экспорт дизельного и судового топлива.
Продление запрета несет двойственные последствия для экономики. С одной стороны, российские потребители получают защиту от ценовых колебаний на мировых рынках и гарантии стабильности поставок. С другой — нефтеперерабатывающие компании теряют часть потенциальной экспортной выручки, что может ограничить инвестиции в модернизацию производственных мощностей.
Альтернативный сценарий — отмена ограничений — позволит производителям нарастить валютную выручку и создать стимулы для технологического обновления НПЗ. Однако такой шаг сделает внутренние цены на топливо более уязвимыми к глобальным рыночным изменениям, что может привести к регулярному подорожанию бензина и дизеля для российских потребителей.
По мнению аналитиков, наиболее вероятным компромиссом могут стать частичные послабления — например, введение экспортных квот для отдельных категорий производителей, позволяющих балансировать между интересами внутреннего рынка и потребностями нефтеперерабатывающей отрасли.