
Автомобили «Москвич», выпускавшиеся двумя заводами в СССР, стали предметом споров среди автолюбителей. Одни ценили машины московского производства, другие восхищались ижевскими моделями. История этих автомобилей началась в середине 1960-х годов, когда СССР задумался о значительном увеличении выпуска легковых автомобилей.
В итоге были построены два завода: Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в Тольятти для производства «Жигулей» и Ижевский автомобильный завод для сборки «Москвичей».
Ижевский завод начал работу в 1966 году с выпуска модели «Москвич-408». Однако уже через год на конвейер встала более мощная и современная версия — «Москвич-412» с алюминиевым двигателем объёмом 1,5 литра и мощностью 75 л. с. Производство двигателей перенесли на Уфимский завод, который также подчинялся оборонной промышленности. Ижевские автомобили собирали во временных цехах до 1970 года, когда была запущена первая конвейерная линия.
Ижевский завод позиционировался как производственная площадка для точного копирования московских моделей. Но на практике это оказалось непросто. Некоторые изменения, например, в конструкции сцепления или отделке салона, появлялись из-за особенностей производственных процессов.
Отличия в конструкциях
На первый взгляд, ижевские и московские «Москвичи-412» были идентичны. Однако при внимательном рассмотрении можно было заметить различия. Например, до 1973 года в Ижевске применялось сцепление с периферийными пружинами, а москвичи с АЗЛК уже имели более современное диафрагменное сцепление. Кроме того, только к 1977 году ижевские машины получили закрытую систему охлаждения, а дизайн приборной панели оставался устаревшим до конца 1970-х годов.
Внешне первые ижевские «Москвичи» выделялись круглыми фарами, поскольку модные прямоугольные фары из ГДР использовались преимущественно на московских автомобилях. А вот радиоприёмники ижевских машин были более продвинутыми: с 1969 года там устанавливали модели «Урал-Авто», которые легко снимались и использовались вне автомобиля.
Среди покупателей бытовало мнение, что ижевские «Москвичи» отличались более строгим контролем качества, ведь завод входил в военно-промышленный комплекс. На самом деле существенных различий в надёжности не было. И комплектующие, и технологии производства на двух заводах были практически идентичны. Однако большинству советских граждан выбирать не приходилось — они брали ту машину, которая быстрее поступала в продажу.
Расхождение в модификациях
Уже в начале 1970-х годов Ижевский завод пошёл своим путём, создавая собственные модификации. Одной из самых успешных моделей стал ИЖ-2125 «Комби» — первый советский хэтчбек, появившийся в 1973 году. В то время как в Москве выпускали универсалы и фургоны, Ижевск сделал ставку на практичные грузопассажирские автомобили.
Помимо хэтчбека, в Ижевске разрабатывали оригинальные фургоны ИЖ-2715 и пикапы на их базе, которые пользовались спросом у сельских жителей. АЗЛК, в свою очередь, сосредоточился на выпуске престижных моделей, таких как «Москвич-2140 Люкс».
С переходом АЗЛК на переднеприводные модели семейства «Москвич-2141» в конце 1980-х годов ижевские «Москвичи-412» начали морально устаревать. Тем не менее последний седан ИЖ-412 был выпущен только в 2001 году. Всего в Ижевске было произведено более 2,3 миллиона седанов и 414 тысяч хэтчбеков ИЖ-2125.
Сегодня поклонники марки особенно ценят ранние модификации «Москвича», такие как московские универсалы «Москвич-427», люксовые версии «Москвич-2140» и первые выпуски ИЖ-2125. Эти автомобили стали не просто частью истории автопрома, но и символом советской эпохи, сохранившим место в сердцах автолюбителей.