Использование товарных знаков в кино

Товарный знак – это актив любого бизнесы, при помощи которого можно идентифицировать отдельный товар, услугу или их группу. Внешне он представлен в виде текстового, графического изображения, нанесенного непосредственно на упаковку, продукцию.

Для того чтобы законно использовать и защищать права на знак, недостаточно просто нанести его на товар. В первую очередь необходимо пройти регистрацию товарного знака в РФ и получить соответствующее свидетельство. Благодаря этой процедуре правообладатель сможет обезопасить себя от незаконного использования обозначения, в том числе и в кино.

Исключительное право на Товарный знак

Правила использования товарных знаков в фильмах

В процессе создания художественной картины, которая не затрагивает период средневековья и фантастические события, а в основе которой лежит современный сценарий, режиссер для воспроизведения полной картины будет использовать обыденные предметы. Иногда такие декорации и атрибуты могут содержать и товарные знаки.

Чтобы раскрыть характер героя фильма, сценарист может придумать ему определенный образ: к примеру, молодой человек станет отдавать предпочтение только определенной сети ресторанов, одежде или производителю электронной техники. Тогда в кадре появляются соответствующие образу героя марки телефонов, машины, одежда с логотипами и пр.

Узнать злодея сможет каждый. Режиссер «Звездных войн» раскрыл секрет появления у героев техники Apple — Business FM Kazakhstan

Иногда в сериалах или кинофильмах некоторые лейблы делаются размытыми или вовсе стираются. Причин тому может быть несколько. Во-первых, это происходит при нежелании создателей фильма бесплатно рекламировать конкретный товар, услугу. Этот пункт носит больше коммерческий характер и не имеет ничего общего с законными основаниями использования чужого товарного знака.

Во-вторых, размытые логотипы выступают признаком неготовности представителей фильма привлекаться к ответственности за незаконное указание товарного знака, если согласие от правообладателя не было получено. Третья причина заключается в том, что фильмом может нарушаться репутация законного обладателя свидетельства на товарный знак. Данные случаи возникают, когда во время съемок картины продукция демонстрируется с негативной стороны.

Автомобиль в кино - 5 глупостей, которые нам постоянно показывают

Первая причина – это вопрос среди предпринимателей, и решить его можно не прибегая к законам РФ. Другие факторы можно избежать, если обратиться к нормам российского законодательства.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и Постановлению Пленума РФ главное назначение товарного обозначения – это возможность отличить товар, услугу от подобных предметов схожего сегмента. При этом ГК РФ уточняет, что человек не имеет права на использование схожих знаков для определения предметов, для которых было зарегистрировано обозначение. Итогом такой демонстрации может стать смешение схожих продуктов.

Практика судов по поводу демонстрации логотипов кинематографом имеет несколько тысяч рассмотренных претензий, на основе которых можно наглядно рассмотреть правомерность использования знаков создателями фильмов. Например, ярким примером является спор между истцом – предприятием «Союзплодимпорт» и ответчиком – ООО Кинокомпания «Парадиз Продакшн». Предметом иска являлось использование ответчиком товарного знака со словесным обозначением «Stolichnaya».

Согласно материалам дела истец посчитал, что в одном фильме ответчика используется алкогольная продукция, схожая до степени смешения с водкой, имеющей обозначение «Stolichnaya». При этом продукция фильма имеет самостоятельный (рекламный) характер и не воспринимается как реквизит. С позиции истца, показ алкоголя является скрытой рекламой и не может показываться без согласия правообладателя.

James Bond with Stolichnaya vodka : stolichnaya

Суд решил, что сама по себе демонстрация товарного знака в кинематографе не является нарушением прав обладателей. Конкретно в рассматриваемом споре ответчик указывает товарный знак не для того, чтобы ввести в оборот схожую продукцию, которая приведет к смешению, следовательно, состава правонарушения нет.

Иногда на экране обозначения представлены в негативном ключе. К примеру, если по сюжету определенные марки машин или телефонов постоянно ломаются. Такие сценарии отрицательно влияют на репутацию и спрос. В сознании человека они формируют негативные эмоции. Тогда судом применяются нормы Постановления Пленума Верховного Суда РФ в части защиты репутации юридических лиц. Если в суде истец докажет, что ответчиком были распространены сведения о товаре порочащего характера или несоответствующие действительности, то иск будет выигран.

Простая демонстрация товарного знака в фильме в информационных целях не нарушает прав обладателей. Незаконным использованием признаются ситуации, когда создатели наносят чужой товарный знак на свою продукцию с целью ее продвижения, то есть когда кинолента является рекламой их собственной продукции.

Добавить комментарий