
Стоимость перевалки угля в российских портах в июне рухнула до $9,2–13 за тонну. Об этом свидетельствуют данные исследования Neft Research. По сравнению с маем падение составило 7,3–18,8%, а в годовом выражении — рекордные 23,3–48,6%. Как пишет газета «Коммерсантъ», тарифы уже приближаются к себестоимости — $5–10 за тонну.
Главная проблема отрасли — переполненные склады. Из-за санкций и неблагоприятной конъюнктуры экспортные поставки стали убыточными, а в мае отгрузки через порты в некоторых регионах сократились более чем в два раза.
«Склады забиты под завязку, но спрос практически нулевой», — констатирует источник издания.
По словам Дмитрия Орехова из НКР, ситуация вряд ли улучшится до конца года. Аналитик «Риком-Траст» Олег Абелев подтверждает: запасы угля в ключевых портах на 25% выше среднемесячных показателей.
Роман Соколов из Центра ценовых индексов отмечает, что сейчас темпы снижения морского экспорта угля самые высокие с января 2024 года. Единственный луч надежды — аномальная жара в Китае и экологические проверки в провинции Шаньси, которые могут временно сократить добычу и подстегнуть спрос.
Однако риски растут. Замглавы Минэнерго Дмитрий Лопатин предупредил, что совокупные убытки угольных компаний к концу года могут достичь 350 млрд рублей. Для сравнения: за весь 2024 год потери составили 112,6 млрд, а в 2025-м такой результат достигнут уже за пять месяцев.
Долговая нагрузка отрасли также бьет рекорды. К июню она составила 1,2 трлн рублей, а к концу года может вырасти до 1,4 трлн. На этом фоне в Кузбассе остановилась шахта «Спиридоновская», оставив без работы 900 человек.