
Российский авторынок продемонстрировал неожиданно быстрый рост в 2024 году, достигнув уровня продаж в 1,836 млн автомобилей (+39% к 2023 году), из которых 1,55 млн – легковые машины. Это превышает показатели 2021 года, как сообщили в Министерстве промышленности и торговли. Однако, по мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, такой стремительный рост вряд ли сохранится.
«Резкий скачок продаж в 2024 году объясняется несколькими факторами», — заявил Шапарин в интервью радио KP.RU.
- Во-первых, накопившийся за время пандемии неудовлетворённый спрос наконец-то реализовался.
- Во-вторых, покупатели спешили приобрести автомобили, опасаясь дальнейшего роста цен, вызванного двукратным повышением утилизационного сбора в прошлом году и его очередным увеличением в текущем.
По словам Шапарина, рост цен на импортные автомобили и ограниченный выбор моделей привели к доминированию на рынке «АвтоВАЗа» с его нешироким модельным рядом, а также машин с российскими логотипами, зачастую не имеющих даже локального производства запчастей. «По сути, доступным для большинства россиян остаётся только «АвтоВАЗ»», — резюмировал эксперт.
Несмотря на то, что результаты 2024 года превзошли самые оптимистичные прогнозы, Шапарин не ожидает сохранения таких темпов роста. Он прогнозирует снижение продаж в 2025 году на 10-20%. К негативным факторам он отнёс инфляцию и ухудшение доступности автокредитов из-за высокой ключевой ставки Центробанка. Таким образом, после рекордного года российский авторынок готовится к периоду корректировки.