
Российские производители алкоголя столкнулись с резким спадом: за первое полугодие 2025 года выпуск спиртного сократился на 16,1%, до 73,89 млн декалитров. Основная причина – стремительный рост акцизов и минимальных розничных цен, что сделало продукцию менее доступной для потребителей. Об этом сообщает Росалкогольтабакконтроль (РАТК).
Согласно имеющейся информации, сильнее всего просели крепкие напитки. Производство водки упало на 10,9%, ликеро-водочных изделий – на 0,5%, а коньяка – на 17%. Наибольшее падение зафиксировано в сегменте слабоалкогольных коктейлей (–91,6%), которые ранее пользовались популярностью у молодежи.
Единственный луч света – вина. Выпуск тихих вин вырос на 12,4%, игристых – на 18,5%. Эксперты связывают это с налоговыми льготами для производителей, использующих российский виноград.
«Акцизы стали запредельными», – заявил глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Напомним, с 1 января ставки выросли на 15%, а минимальные розничные цены на водку и коньяк – почти на 17%.
«Люди просто не могут себе это позволить», – поясняет эксперт.
Потребители ищут альтернативы. Одни переходят на домашнее виноделие и пивоварение, другие – отказываются от алкоголя в пользу здорового образа жизни.
«Молодежь пьет меньше не только из-за ЗОЖ, но и из-за финансовых трудностей», – отмечает Шапкин.
Рост цен бьет по эконом-сегменту. Минимальная стоимость пол-литровой бутылки водки поднялась на 50 рублей, что особенно чувствительно для покупателей с низкими доходами.
Со слов экспертов, государство продолжает курс на сокращение потребления спиртного. В ближайшие два года акцизы снова вырастут, что может усилить тренд на снижение продаж.
«Рынок ждет переформатирование: крепкий алкоголь уступает место вину и безалкогольным напиткам», – прогнозирует эксперт по маркетингу Руслан Брагин.
Пока одни сегменты рынка падают, другие – находят новые возможности. Но очевидно одно: эпоха дешевого спиртного в России подходит к концу.