
В минувший четверг, 5 июня, республиканцы в Сенате США предложили отменить штрафы для автопроизводителей, которые не соответствуют федеральным нормам расхода топлива (CAFE). Со слов экспертов, данное предложение является частью масштабного налогового законопроекта, призванного поддержать выпуск автомобилей с ДВС.
Согласно имеющейся информации, только за последние годы крупные автоконцерны выплатили сотни миллионов долларов штрафов. Например, Stellantis (владелец Chrysler) в 2023 году перечислил $190,7 млн за нарушения в 2019–2020 годах, а до этого — почти $400 млн за период с 2016 по 2019. General Motors также заплатила $128,2 млн за 2016–2017 годы.
Аналитики отмечают, что новая инициатива может ударить по Tesla: если штрафы отменят, то спрос на её эко-кредиты упадёт, поскольку другие производители больше не будут вынуждены их покупать. По оценкам законодателей, это сэкономит автопрому $200 млн. В GM и Stellantis пока воздерживаются от комментариев.
Параллельно Палата представителей (где тоже доминируют республиканцы) продвигает свой вариант ослабления экологического регулирования. В прошлом месяце там предложили отменить ужесточение норм выбросов, введённых при Байдене, а также лишить электромобили налоговых льгот.
Кроме того, Конгресс может заблокировать инициативу Калифорнии по запрету продаж новых бензиновых авто к 2035 году. Известно, что этот план поддержали ещё 11 штатов, формирующих треть американского авторынка. Ожидается, что президент Трамп подпишет соответствующий закон в ближайшее время.
Между тем Министерство транспорта США готовится признать, что действующие нормы расхода топлива, принятые при Байдене, выходят за рамки полномочий властей — в частности, из-за включения электромобилей в расчёты.
Напомним, в 2023 году Национальное управление безопасностью движения (NHTSA) ужесточило стандарты, потребовав к 2031 году повысить средний расход до 4,67 л на 100 км (50,4 мили на галлон). Тогда же ведомство предупредило: если тенденция сохранится, к 2031 году совокупные штрафы автопрома могут достичь $1,83 млрд.