
Аналитик консалтинговой компании «АвтоСтратегия» Алексей Карпов специально для издания «Karl-Marks.ru» (Карл Маркс) провел детальный анализ эффективности китайских автомобильных брендов на российском рынке.
«Российский авторынок переживает серьезную трансформацию. Китайские производители заполняют образовавшийся вакуум, но делают это с разной степенью успешности», – отмечает Карпов.
По результатам исследования выявлена неожиданная картина: не все популярные бренды демонстрируют высокую эффективность работы дилерской сети. Эксперт разработал специальную методику оценки, учитывающую объем продаж за три месяца (сентябрь-ноябрь) в пересчете на одного дилера.
Лидером по эффективности стал Haval, включая показатели премиальной линейки Haval Pro. На втором месте расположился Geely (с учетом продаж Belgee), демонстрируя стабильно высокие результаты. Настоящим открытием стал премиальный бренд Lixiang, который, даже не имея официального представительства в России, занял четвертое место по эффективности продаж.
«Особенно интересен случай Changan, – комментирует Карпов. – Несмотря на третье место по количеству дилеров и широкую модельную линейку, бренд показывает низкую эффективность. В четвертом квартале компания продемонстрировала максимальное падение продаж среди крупных игроков».
Эксперт выделил семь брендов, чьи дилеры продают более 30 автомобилей в месяц – показатель, считающийся минимально необходимым для рентабельности бизнеса. Особого внимания заслуживает премиальный сегмент, где небольшой бренд Aito (Seres) демонстрирует впечатляющую эффективность – более 22 машин на дилера ежемесячно.
«Текущая ситуация на рынке создает уникальные возможности для китайских брендов, но не все могут их реализовать, – подчеркивает Карпов. – Успех определяется не количеством дилеров, а качеством продукта и грамотной маркетинговой стратегией».
Важно отметить, что с октября 2023 года поставки китайских автомобилей с ДВС по схемам параллельного импорта прекращены, а с февраля 2024 года запрет распространился и на электромобили с гибридами. Эти ограничения существенно повлияли на расстановку сил на рынке.
По мнению эксперта, в 2025 году следует ожидать дальнейшего передела рынка. Рост утильсбора привел к увеличению цен и падению продаж, что может спровоцировать оптимизацию дилерских сетей менее эффективных брендов.
«Мы наблюдаем естественный отбор на российском авторынке, – заключает Карпов. – Выживут те бренды, которые смогут предложить оптимальное соотношение цены и качества при эффективной работе дилерской сети».