
Российская академия наук активно изучает методы ликвидации последствий разлива мазута, успешно примененные в Испании. Об этом в интервью РБК рассказал вице-президент РАН, доктор химических наук Степан Калмыков.
Испанский сценарий особенно актуален, поскольку в 2002 году у берегов Галисии произошла аналогичная катастрофа. При крушении танкера Prestige в Атлантический океан попало 63 тысячи тонн мазута типа М-100 – идентичного тому, что разлился в Черном море. Загрязнение затронуло 800 километров побережья.
«Механический сбор загрязнений, как ручной, так и с применением специальной техники, показал наибольшую эффективность. Микробиологические методы оказались малорезультативными из-за специфики мазутного топлива и ограниченных условий применения», – пояснил Калмыков.
По оценкам Минприроды, после декабрьской аварии танкеров «Волгонефть» в Керченском проливе в море попало около 4 тысяч тонн мазута. Загрязнение затронуло побережье Крыма и Краснодарского края. На морском дне образовалось пятно площадью около 5 тысяч тонн.
Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян критически оценил скорость реагирования властей на происшествие. По его словам, системная работа началась лишь на 9-10 день после аварии, хотя первыми на место прибыли волонтеры.
«Без активных действий самоочищение займет годы. При консолидации усилий и правильном выборе методов очистки дна, воды и береговой линии процесс можно существенно ускорить», – подчеркнул Калмыков.
Сейчас над решением проблемы работают ученые из институтов РАН и университетов в сотрудничестве с правительственной комиссией и Министерством науки. Специалисты тестируют различные методы поиска, локализации загрязнений и защиты акватории.