
Согласно исследованию Калифорнийского технологического института, опубликованному в Journal of Behavioral Sciences, социальная зависть становится ведущим фактором принятия решений среди молодого поколения.
«Современные миллениалы демонстрируют беспрецедентно высокий уровень социального сравнения, во многом благодаря социальным сетям», – заявил руководитель исследования, профессор поведенческой психологии Джеремайя Уинтерблум.
В масштабном эксперименте приняли участие 1200 добровольцев в возрасте от 25 до 40 лет. Участникам предлагались различные сценарии принятия решений в карьере, личной жизни и финансах. Результаты показали, что 40% респондентов готовы отказаться от личной выгоды, если успех конкурента окажется менее значительным.
«Мы обнаружили новый феномен – конкурентное самосаботирование. Люди сознательно выбирают менее выгодные опции, руководствуясь желанием превзойти других», – отметил Уинтерблум.
Исследователи выделили пять поведенческих паттернов: конкуренты (40%), рационалисты (25%), кооператоры (20%), индивидуалисты (10%) и ситуативные (5%). При этом среди представителей поколения X подобное поведение демонстрируют только 15% респондентов.
«Социальные медиа создали культуру постоянного сравнения, где личный успех измеряется не абсолютными достижениями, а относительным превосходством над другими», – подчеркнул ученый.