
По данным автомобильного эксперта Сергея Канунникова, советский автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» получил неожиданное продолжение своей истории в послевоенной Польше, где его производство продлилось значительно дольше, чем на родине.
В 1951 году варшавский завод FSO начал сборку советских автомобилей под брендом Warszawa. Первая партия из 75 машин была собрана из комплектующих, поставленных Горьковским автозаводом. Всего в Польшу отправили около 500 машинокомплектов вместе с полной технической документацией.
К 1956 году поляки освоили самостоятельное производство всех узлов и агрегатов, включая 50-сильный двигатель и трехступенчатую коробку передач. В то время как в СССР «Победу» сняли с конвейера в 1958 году, польская версия продолжила развиваться.
Инженеры FSO провели несколько модернизаций автомобиля. В 1957 году обновили внешний вид, добавив хромированные молдинги и новую решетку радиатора. В 1960-м усовершенствовали подвеску, установив современные телескопические амортизаторы вместо рычажных.
Революционные изменения произошли в 1962 году — конструкторы разработали верхнеклапанную головку цилиндров, сохранив базовый блок от ГАЗ-20. Мощность двигателя выросла до 70 лошадиных сил, практически сравнявшись с показателями советской «Волги» ГАЗ-21.
В 1964 году Warszawa получила полностью обновленный кузов с увеличенным багажным отделением — решение, которое советские конструкторы прорабатывали для «Победы», но так и не внедрили в серийное производство.
Автомобили Warszawa широко использовались в государственных учреждениях и такси. Был даже создан санитарный вариант со специальной конструкцией багажника для перевозки носилок — аналогичные модификации «Победы» в СССР выпускались только на ремонтных заводах.
Машина уникальная