×

Аналитик Соколов раскрыл схему обхода санкций

По данным экспертно-аналитического портала Karl-Marks.ru, на европейском топливном рынке сформировалась парадоксальная ситуация. После ухода России с европейского рынка в 2023 году образовавшуюся нишу заполнили два ключевых игрока – США и Индия, причем последняя фактически продолжает поставлять в Европу российские нефтепродукты после переработки.

«Мы наблюдаем классический пример того, как рынок адаптируется к санкционному давлению. Индия, закупая российскую нефть со значительными скидками, превратилась в крупнейшего переработчика и реэкспортера топлива в Европу», – комментирует аналитик Валентин Соколов.

Статистика министерства торговли Индии показывает впечатляющий рост: за январь-октябрь 2023 года индийские НПЗ направили в европейские страны 170 млн баррелей нефтепродуктов, увеличив объем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Параллельно американские компании поставили 242 млн баррелей, продемонстрировав рост в 21%.

«Индийские переработчики сконцентрировались на производстве дизельного топлива и авиакеросина, где им удалось даже обойти американских конкурентов. География поставок охватывает шесть ключевых стран: Нидерланды, Францию, Бельгию, Италию, Румынию и Великобританию», – отмечает Соколов.

Эксперт подчеркивает, что даже усложнение логистики из-за действий хуситов в Красном море не повлияло на объемы поставок. Танкеры, вынужденные огибать Африку, продолжают доставлять топливо европейским потребителям, принося индийским НПЗ стабильный доход – за 10 месяцев выручка составила 17,6 млрд долларов.

«Самое интересное, что переработанная индийскими НПЗ российская нефть юридически не подпадает под санкции ЕС. Благодаря этой схеме европейские потребители получают топливо по относительно комфортным ценам. Например, стоимость дизеля на Франкфуртской бирже в декабре не превышала 689 долларов за тонну, что соответствует уровню второй половины 2021 года», – поясняет аналитик.

По мнению Соколова, сложившаяся система поставок демонстрирует неэффективность санкционной политики: «Вместо прямых поставок из России мы видим усложнение логистических цепочек, появление новых посредников и, как следствие, дополнительные издержки, которые в конечном счете ложатся на европейских потребителей».

Главные новости