×

Новосибирские ученые создали платформу для управления научными данными

Специалисты Новосибирского государственного университета разработали инновационную отечественную платформу для управления массивами данных. Первыми пользователями станут участники всероссийского проекта «Школьники — научные волонтеры», которые получат возможность не только изучать природу родного края, но и создавать комплексные датасеты с мультимедийными материалами и подробной информацией об объектах живой природы, пишет ТАСС.

Инициатором проекта, объединяющего биологию и искусственный интеллект, выступил Евгений Павловский, заведующий Лабораторией аналитики потоковых данных и машинного обучения механико-математического факультета НГУ и ведущий научный сотрудник Центра искусственного интеллекта университета.

Основная цель инициативы — расширить знания учащихся о природе родного края, стимулировать интерес к изучению окружающего мира, обучить применению научного подхода и мотивировать к исследовательской деятельности через освоение методов искусственного интеллекта.

На данный момент более 1300 школьников и педагогов со всей России зарегистрировались в специально разработанной базе данных, которую они будут наполнять результатами своих наблюдений за живой природой. Проект направлен на профессиональную ориентацию учащихся в сфере научно-исследовательской деятельности посредством системы научного волонтерства. Научную поддержку проекту оказывают Институт систематики и экологии животных СО РАН и Институт почвоведения и агрохимии СО РАН.

Евгений Павловский подчеркивает, что школьники, соблюдая этические принципы, создают научный набор данных, который в дальнейшем может быть использован для обучения искусственного интеллекта. Планируется привлекать самих участников к перекрестной проверке для повышения качества данных. При достижении достаточно высокого уровня качества, появится возможность обучать искусственный интеллект решать задачи, аналогичные тем, которые выполняют школьники. Однако главная цель — не заменить труд юных исследователей, а продемонстрировать им процесс создания алгоритмов искусственного интеллекта на основе собранных ими данных.

Для участия в проекте были сформированы команды, состоящие из педагогов-наставников и нескольких учеников. Обучение научных волонтеров проводилось в формате онлайн-лекций, где участников обучали методам ведения записей, определения видов животных, растений, грибов и почв, а также правильному проведению видео- и аудиозаписей. Кроме того, школьники получили новые знания в области проведения исследований и работы с информационными технологиями, включая большие данные, нейросети и компьютерное зрение.

С марта 2024 года группы научных волонтеров приступили к полевым работам. Каждая команда выбрала несколько природных площадок для всестороннего исследования и сбора материалов о местной флоре, фауне, грибах и почвах. Теперь перед участниками стоит задача сформировать собственные датасеты, включающие фото-, аудио- и текстовые описания, метрики и информацию о исследуемых площадках в общей базе данных.

Особое внимание уделяется качеству и достоверности собираемой информации. Данные должны быть внутренне непротиворечивыми и соответствовать принятым нормам научных наблюдений. Для обеспечения высокого уровня достоверности все собранные материалы будут проходить верификацию учеными. После присвоения статуса «проверено» или «верифицировано» информация будет объединена в единую научную базу данных, которая послужит основой для обучения модели искусственного интеллекта.

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Перейти в ДзенПерейти в Дзен

Главные новости