
Представители почти 200 стран договорились на климатическом саммите COP28 в среду начать сокращение глобального потребления ископаемого топлива, чтобы предотвратить худшие последствия изменения климата.
Это первая в своем роде сделка, сигнализирующая о возможном конце нефти.
Сделка, заключенная в Дубае после двух недель упорных переговоров, была призвана послать мощный сигнал инвесторам и политикам о том, что мир един в своем желании порвать с ископаемым топливом, что, по мнению ученых, является последней надеждой предотвратить от климатической катастрофы.
Президент COP28 Султан Аль-Джабер назвал сделку «исторической», но добавил, что ее настоящий успех будет заключаться в ее реализации.
«Мы — это то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Мы должны предпринять шаги, необходимые для того, чтобы превратить это соглашение в реальные действия», — заявил он на многолюдном пленарном заседании саммита.
Несколько стран приветствовали это соглашение, поскольку оно позволило добиться чего-то неуловимого за десятилетия переговоров по климату.
«Впервые мир объединяется вокруг столь четкого текста о необходимости перехода от ископаемого топлива», — заявил министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде.
Более 100 стран активно лоббировали резкие формулировки в соглашении COP28 о «поэтапном отказе» от использования нефти, газа и угля, но столкнулись с мощной оппозицией со стороны возглавляемой Саудовской Аравией группы производителей нефти ОПЕК, которая утверждала, что мир может сократить потребление нефти, газа и угля, не отказываясь от конкретных видов топлива.
Эта битва перенесла саммит в среду на целый день в сверхурочную работу.
Члены Организации стран-экспортеров нефти вместе контролируют почти 80% доказанных мировых запасов нефти, а также около трети мировой ежедневной добычи нефти, и их правительства в значительной степени полагаются на эти доходы.
Между тем, небольшие островные государства, уязвимые к изменению климата, были одними из самых ярых сторонников постепенного отказа от ископаемого топлива и пользовались поддержкой крупных производителей нефти и газа, таких как США, Канада и Норвегия, а также блока ЕС и множества других правительств.
«Мы стоим здесь, в нефтяной стране, в окружении нефтяных стран, и мы приняли решение: давайте отойдем от нефти и газа», — поразился обстоятельствам сделки министр климата и энергетики Дании Дэн Йоргенсен.
В соглашении конкретно содержится призыв к «отходу от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом, чтобы достичь чистого нуля к 2050 году в соответствии с научными данными».
Оно также призывает утроить мощности возобновляемых источников энергии во всем мире к 2030 году, ускорить усилия по сокращению использования угля и ускорить внедрение таких технологий, как улавливание и хранение углерода, которые могут очистить отрасли, которые трудно декарбонизировать.
Теперь, когда соглашение заключено, страны несут ответственность за выполнение соглашений посредством национальной политики и инвестиций.
Например, в Соединенных Штатах, крупнейшем в мире производителе нефти и газа и крупнейшем историческом источнике выбросов парниковых газов, администрации, заботящиеся о климате, с трудом принимают законы, соответствующие их климатическим обещаниям, через политически разделенный Конгресс.
Президент США Джо Байден одержал крупную победу на этом фронте в прошлом году, приняв Закон о снижении инфляции, который предусматривал субсидии на сотни миллиардов долларов для электромобилей, ветровых, солнечных и других экологически чистых энергетических технологий.
Растущая в последние годы общественная поддержка возобновляемых источников энергии и электромобилей от Брюсселя до Пекина, а также совершенствование технологий, снижение затрат и рост частных инвестиций также способствовали быстрому росту их внедрения.
Несмотря на это, на нефть, газ и уголь по-прежнему приходится около 80% мировой энергии, и прогнозы о том, когда глобальный спрос наконец достигнет своего пика, сильно разнятся.
Генеральный секретарь ОПЕК Хайтам Аль-Гайс заявил в письме от 6 декабря членам ОПЕК и союзникам на COP28, что мир должен ориентироваться на выбросы, а не на само ископаемое топливо, призывая их выступить против любой сделки, нацеленной на нефть.
Производители нефти утверждают, что ископаемое топливо можно очистить от воздействия на климат, используя технологии, которые могут улавливать и хранить выбросы углекислого газа. Однако улавливание углерода обходится дорого, и его масштабы еще предстоит доказать.