Выставка «Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство»





 

Традиция и новаторство стало главной темой выставки, сплетая в едином повествовании два направления религиозного искусства: традиционную и живописную икону.

 

Выставка открывается осенью 2017 года неслучайно. В этот период музейное и галерейное сообщество в России и за рубежом фокусируется на переосмыслении важного исторического события – 100-летия русской революции 1917 года. Проект, в этом контексте, воспринимается необычно и на первый взгляд странно. Странно, если не знать того, что религиозное мировоззрение и искусство иконописи повлияли на формирование концепций работы выдающихся русских художников этого периода, некоторые из них даже «совершили революцию» в своей области. Галерея JART собрала более 80 икон, отражающие это.

 

Василий Кандинский создал концептуальный, литературный труд «Духовное в искусстве» (Д. Сарабьянов «Кандинский и русская икона»), Казимир Малевич с концепцией черного квадрата, который он помещал в «красном углу», Михаил Ларионов и Наталия Гончарова со светоносными идеями своего направления «лучизм», Кузьма Петров-Водкин с уникальной фигуративной пластикой персонажей своих картин, Марк Шагал – с духовными сюжетами, ранний Филонов и другие.

 

Выставка открывается древней иконой «Князь Владимир и первые русские святые Борис и Глеб» начала XVI века — эпохи правления царя Ивана Грозного.

 

Удивительный факт, но красота древней иконописи в России была широко открыта и принята только в XX веке (!). В феврале 1913 года в Императорском Археологическом институте в Москве открылась выставка древнерусского искусства, проходившая в рамках празднования 300-летия Дома Романовых, где были показаны расчищенные (открытые от почерневшей олифы) иконы высокого художественного уровня XV-XVII веков.

 

Так же, с точки зрения истории искусств интересным фактом признания является то, что в 1911 году Анри Матисс при посещении Третьяковской галереи сказал, что «только ради икон стоило бы приехать из города, даже более удаленного, чем Париж» и «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас». Этим он привлек внимание ряда русских художников. Ряд выдающихся русских живописцев любили и изучали икону – В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель. Фактически с начала XX века начинается возвращение к эстетическому принятию, пониманию и любви к иконописи в России.

 

Экспозиция выставки построена на ретроспективе пяти столетий и заканчивается иконой XIX века, являющейся эскизом М.А. Врубеля для росписи Владимирского собора в Киеве. Мраморный киот иконы создал ученик В.М. Васнецова – художник эпохи модерна С.И. Вашков.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

 

Галерея JART, Галерейный центр “Сфера” 1-й этаж (Новый Арбат, дом 36 строение 2)

Экспозиция доступна для посещения до 26 ноября, каждый день с 12:00  до 20:00

Вход на выставку – 200 рублей. Часть денег, вырученных от продажи билетов, будет направлена в благотворительный фонд «Бюро Добрых Дел»

 

В рамках выставки пройдут лекции искусствоведов (запись по предварительному звонку –      8(495) 690-71-30):

 

7 октября в 15:00 —  Жанна Белик, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея русской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

17 октября в 19:00 – Дмитрий Гутов, российский художник, теоретик искусства.

 

Аккредитация для бесплатного посещения экспозиции и лекций обязательна:

rsvp@ottepelart.ru

 

По всем вопросам и организации интервью обращаться в пресс-отдел Pop Up Gallery OTTEPEL:pr@ottepelart.ru



Добавить комментарий