В Мыстецком Арсенале покажут партитуру спектакля Курбаса




В Мыстецком Арсенале покажут партитуру спектакля Курбаса

В "Мистецьком арсенале" пройдет выставка, посвященная творчеству Леся Курбаса

С 17 октября по 2 декабря в «Мистецьком Арсенале» развернется проект «Курбас: новые миры», цель которого — исследование новаций выдающегося украинского режиссера в его киевский и харьковский периоды. Особым событием в рамках выставки станет то, что впервые будет представлена партитура джаз-ревю «Алло на волне 477!», которая хранится в музее Харьковского государственного академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко.

Театроведы подчеркивают, что именно Курбас был основателем политического и философского театра в Украине. А его сотрудничество с драматургом Николаем Кулишом и художником Вадимом Меллером стало пиком создания именно такого театра.

Трагический финал Леся Курбаса — известен: в 1933 году его освободили от руководства театром «Березиль» в Харькове, обвинили в национализме, «ложности» репертуарной политики. Впоследствии его осудили, выслали на строительство Беломорско-Балтийского канала, а 3 ноября 1937 года гениального украинского режиссера расстреляли в урочище Сандармох.

Проект «Курбас: новые миры» — это попытка пристальнее всмотреться в трагедии его времени, в творческие миры режиссера. Он состоит из двух частей: первая посвящена экспериментальному творчеству Леся Курбаса и Художественного объединения «Березиль» в Киеве в 1922-1926 годах, а во второй части речь идет о спектаклях, созданных в Харьковском государственном театре «Березиль», где Курбас работал в 1926-1933 годах.

Эстрадный спектакль-ревю театра «Березиль» «Алло на волне 477!» был представлен зрителям в начале января 1929-го. Он показывает Харьков в контексте тогдашних новейших европейских трендов: это первое джаз-ревю в Украине.

В то время на волне 477м. появлялись популярные передачи харьковского радио. И это обусловило название ревю. Эстрадный спектакль предусматривал три действия. Первое называлось «Галопом по Харькову», где были диалоги харьковских студентов Леща и Свинки, а также другие сцены. Действие второе переносило в «Америку», а хозяином третьего действия был Остап Вишня.

Театроведы отмечают, что такой эстрадный спектакль объединял сценки, миниатюры на злободневные темы, а также цирковые номера, пантомиму, танцы. Композитор Юлий Мейтус, автор многих стихов — Майк Йогансен. Режиссеры — Борис Балабан, Леонтий Дубовик, Владимир Скляренко. А, собственно, руководителем такого проекта и был Лесь Курбас. Колоритные роли харьковских студентов Леща и Свинки исполняли непревзойденные Иосиф Гирняк и Марьян Крушельницкий.

Выставка в «Арсенале» даст возможность хотя бы частично почувствовать атмосферу «ревю» в довольно жестокую эпоху конца 20-х годов ХХ века.

Подробнее о событии читайте в статье Дмитрия Левицкого в ближайшем номере еженедельника «Зеркало недели. Украина».



Добавить комментарий