Причиной крушения Boeing в Ростове мог быть конфликт между пилотами

Основной причиной крушения Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai в аэропорту Ростова-на-Дону является ошибка пилотов при попытке посадить самолет. Об этом сообщает издание «Коммерсантъ», ссылаясь на данные расшифровки бортовых самописцев.

В ходе изучения «черных ящиков» стало известно, что при попытке поднять самолет после неудачной перво попытки захода на посадку, пилотирующий летчик, очевидно, слишком сильно задрал нос самолета, что привело к потере скорости.

Ошибка пилота также спровоцировала конфликт в кабине машины между напарниками. Второй пилот попыталс «перетянуть» штурвал, однако лишь усугубил ситуацию. По данным источника, близкого к расследованию, расшифровка данных позволила получить полную картину катастрофы. После второй попытки сесть в аэропорту Ростова, экипаж вынужден был отказаться от этой идеи. Отметим, что обе попытки совершались в автоматическом режиме и оба раза удачной посадке мешали плохие погодные условия. Из-за шквалистого, постоянно меняющего направления ветра, плохо работал автомат тяги Boeing, который обеспечивал движение самолета по заданной траектории снижении или подъема самолета в автоматическом режиме

Учитывая эти данные пилоты решили очередную попытку посадки предпринимать уже в ручном режиме. На высоте около 270 метров, когда до взлетно-посадочной полосы оставалось около 6 километров, один из летчиков активировал клавишу TOGA (Take off. Go around), которая задала машине команду для ухода на второй круг. Также летчик отключил автопилот и взял управление на себя. В предстоящем подъеме пилотам нужно было уже самостоятельно задавать тангаж, или угол наклона носа самолета, ориентируясь на директорные стрелки на приборе.

Однако экипаж, по мнению экспертов, не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты. Если уход на второй круг выполняется в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В ручном режиме летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, что ставит как руль, так и стабилизатор в положение набора высоты. В итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя.

Эксперты считают, что пилоты Flydubai ввиду усталости или отсутствия опыта этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. Когда же скорость самолета начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт: управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного, а его напарник пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки. Однако к этому времени было уже поздно — неуправляемый Boeing, на борту которого находились 62 человека, со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.

На данный момент специалистам не удается распознать, кто именно совершил роковую ошибку, а кто пытался ее исправить, поскольку в последнем диалоге пилот не употребляли ни имен, ни должностей друг друга. Специалисты также отмечают, что интонации и тембры голосов обоих участников диалога очень похожи. Возможно для идентификации членов экипажа придется привлекать близких знакомых пилотов, коллег или их родственников