Новый глава государства должен сосредоточиться на децентрализации и реформах.




Новый глава государства должен сосредоточиться на децентрализации и реформах.

31 марта украинцы отправятся на избирательные участки, чтобы выбрать нового президента. Трудно поверить, что прошло уже пять лет с тех пор, как миллионы людей вышли на улицы, чтобы свергнуть коррумпированного, жестокого и поддерживаемого Россией президента Виктора Януковича. После этого страна пережила российское вторжение, которое отобрали жизни 13 тысяч человек и оторвало Крым. В то же время при президенте Петре Порошенко Киев пытался реализовать амбициозную серию реформ, чтобы наконец проснуться от «постсоветского похмелья», пишет профессор Университета Борнмуту Кристофер Хартвелл для американской газеты The Washington Post.

Нынешние выборы, только вторые по счету после протестов на Майдане, являются решающим моментом для Украины. Все указывает на то, что Украина сохранит ориентацию на Запад, однако есть некоторые опасения по поводу продолжения экономических реформ.

В парламентско-президентской системе, которая функционирует в Украине и соседней Польше, может создаться впечатление, что президентские выборы не так уж и важны. Но они, разумеется, имеют значение. Если посмотреть на постсоветскую историю Украины, станет понятно, что президент может навредить стране, если его не контролировать. Единственный прогресс в украинской экономике был достигнут благодаря (недолгим) реформам, которые провели первый президент Украины Леонид Кравчук и Виктор Ющенко, который «проиграл» выборы в 2005 году, однако смог прийти к власти после судебного решения о незаконности «победы» Януковича. Однако в годы президентства Леонида Кучмы и Януковича большинство реформ были отменены. Украина в итоге стала очень коррумпированным государством, которое обогащает политические элиты.

Позиции кандидатов в президентской гонке изменились так же непредсказуемо, как избиратели. Явным лидером в опросах общественного мнения стал комик Владимир Зеленский, который обгоняет бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко. Однако Зеленский, который играет на разочаровании украинцев в старом истеблишменте, может выбыть из гонки, что приведет к столкновению Порошенко и Тимошенко. Вне зависимости от того, кто победит, политическая система Украины все равно будет беспорядочной. Либо Зеленскому придется разбираться с ней в качестве аутсайдера. Или Порошенко должен будет найти способ преодолеть конфликт, в чем он пока не достиг успеха. Или же Тимошенко придется как-то одолеть горькую оппозицию к ее противоречивым политическим подходам и неоднозначной личности.

Но главный источник нефункциональной политической системы Украины после обретения независимости пришел не из президентской канцелярии, а из-за того, что украинское правительство слишком сильно вовлечено в экономику. Главным среди проблемных институтов является Верховная Рада. Кравчук, первый посткоммунистический президент Украины, совершил колоссальную ошибку в 1992 году, не распустив Раду. Он решил, что избранный в 1990 году состав депутатов может отработать еще два года, благодаря чему обструкционистские силы остались при власти не только в переходный период, но и после него. Коммунисты (тогда единственная партия с функционирующим аппаратом) помешали проведению необходимых экономических реформ и заложить фундамент для клептократии.

После рокового решения Кравчука в Раде закрепились политические элиты, которые стали еще и экономическими. И эти элиты ревностно охраняют свои прерогативы, подавляя экономические реформы. Например, «временный» мораторий на продажу сельскохозяйственных земель остается в силе почти 20 лет после того, как он был впервые введен в действие. Его продлевают год за годом, что разрушает развитие права на частную собственность в стране.

Кроме парламента независимые ведомства и даже судебная системы продемонстрировали, насколько неэффективным может быть президент Украины, когда соблазн коррупции слишком велик, а получить доступ к политической системе слишком легко.

26 февраля Конституционный суд отменил антикоррупционный закон, потому что он переводит презумпцию вины на политиков. Согласно решению суда, закон, заставляя госслужащих доказывать законность своего богатства, нарушает надлежащие процессы. Закон был одним из требований МВФ для передачи финансовой помощи. И поэтому трудно сказать, что дальше будет с Украиной. Коррупция на всех уровнях остается проблемой. Внутренние круги в полиции, органах исполнительной и судебной власти опираются борьбе со взяточничеством. Не важно, кто станет новым президентом Украины. Ему или ей придется вести борьбу против «тайного государства», которое ухватилось за мириады власти, чтобы собирать ренту с частного сектора. Следующему президенту придется наращивать парламентскую поддержку реформ, но при этом он должен сосредоточиться на ограничении власти правительства на всех уровнях. Если Украина сможет ускорить движение в направлении децентрализации, на самом деле не имеет значения, кто будет следующим президентом. Тогда Украина может начать процесс возрождения.

Президентская кампания в Украине официально стартовала 31 декабря 2018 года. Выборы главы государства назначены на 31 марта.

ЦИК зарегистрировала 44 кандидата в президенты. Пятеро из них заявили, что снимают свои кандидатуры в пользу других кандидатов. Редакция ZN.UA составила полный список кандидатов и собрала краткую информацию о них.

Подробнее о предстоящих выборах и электоральном поведении украинцев читайте в материале Сергея Рахманина «Яд от всего» в еженедельнике «Зеркало недели. Украина».



Добавить комментарий