Как Тинькофф Банк перешел от конкуренции с крупнейшими банками к технологическим гигантам




Для многих инвесторов, травмированных распадами российского рынка в 1998 или 2008 годах, воспоминания слишком болезненны, а политические риски слишком высоки, чтобы волноваться о состоянии отечественных акций.

Тем не менее, есть ловкие компании, которые инвестируют в технологии и расширяют свой цифровой след, несмотря на геополитический риск, больших государственных конкурентов и множество других рисков, которые сопровождаются вместе с управлением бизнесом в России.

Тинькофф Банк (London International: TCS Group Holding PLC) стабильно растет на протяжении последних 12 лет, занимая второе место на российском рынке кредитных карт с долей в 12% вслед за государственным Сбербанком (MCX: SBER). Услуги Тинькофф Банк варьируются от цифровых финансовых услуг, онлайн-страхования, виртуальных мобильных услуг до оплаты путешествий, покупки билетов и цифрового контента.

За последние несколько лет Тинькофф все больше конкурирует с российскими технологическими гигантами, такими как Яндекс и Mail.ru вместо традиционных банков.

«Это была эволюция», — рассказал генеральный банка директор Оливер Хьюз в интервью Real Money в Нью-Йорке. Он характеризовал Тинькофф Банк как «технологическую компанию с банковской лицензией».

«Пять лет назад, если вы смотрели на наш P&L, это было 100% кредитные карты. Это был наш хлеб с маслом», — сказал он. «Сейчас мы конкурируем больше и больше с Яндекс и Mail.ru, китайскими и американскими компаниями в сфере финансовых услуг».

В настоящее время Тинькофф открывает 18 000 новых счетов в день, стремясь охватить в общей сложности 10 миллионов клиентов к концу года. Тем не менее, компания прогнозирует рост чистого кредитного портфеля в этом году до 25% с 36,3% в 2017 году, согласно данным компании.

Чем дебетовая карта отличается от кредитной

По мере замедления роста кредитной линии компания удваивает услуги виртуальной мобильной связи и наращивает свою команду.

Сбербанк: Слон в комнате

Крупнейшим конкурентом Тинькофф является Сбербанк — государственный кредитор России.

Как вы конкурируете с государственным банком? Оставаясь технологичным?

«Крупные банки сосредоточены на крупных городах, и они зависят от распределения на основе филиалов, поэтому они не могут достичь других областей», — сказал Хьюз. «У нас нет размера и масштаба Сбербанка, но у нас есть преимущество, потому что мы сосредоточены. Они не такие быстрые, их время выхода на рынок значительно медленнее».

В 2013 году команда Тинькофф Банка поняла, что техническая платформа, которой они владели, была недостаточно использована. В первую очередь это технический рост.

«В нашем головном офисе у нас 2500 сотрудников, 1700 разработчиков, дизайнеров, тестеров», — сказал Хьюз. «В будущем, если вы собираетесь выжить в качестве поставщика финансовых услуг, вы должны стать технической компанией. Ты не можешь быть балансовой компанией».

Хьюз сказал, что Тинькофф нанимает 100 человек в месяц, в основном разработчиков, и самостоятельно пишет все свое программное обеспечение.

Заголовки новостей не делают никаких поблажек российским компаниям.

«Уровень инноваций, системного дизайна и дизайна продуктов в целом множестве ИТ-компаний, включая финтех, находится на одном уровне с остальным миром»» — сказал Хьюз, который был в США на роуд-шоу, чтобы встретиться с инвесторами. «Это просто из-за геополитической ситуации, люди на самом деле не сосредоточены на этом в данный момент».

Выручка компании в прошлом году составила 19 млрд руб. ($303 млн) по сравнению с 14 млрд руб. ($222 млн), Mail.ru. В этом году Тинькофф планирует выручку в размере 24 млрд рублей (381 млн долларов).

Хьюз видит продолжение роста только в России в течение следующих трех-четырех лет, «не выходя куда-либо еще».

Как сохранить свои деньги при утрате или краже карты

Одним из обоснований этого роста является быстрорастущая база пользователей Интернета в России.

В России 60% населения являются владельцами смартфонов. Что касается пользователей Интернета, то страна занимает первое место в Европе и шестое место в мире, согласно цифровому отчету McKinsey в прошлом году. В то же время рынок электронной коммерции и мобильные платежные системы находятся на ранних стадиях развития.

Безусловно, кредитная линия Тинькофф Банка по прежнему составляет 70% бизнеса, и это далеко не полностью техническая или некредитная компания.

Для критиков Тинькофф модель nimble offline имеет свои ограничения на развивающихся рынках, таких как Россия.

«Мне не нравится бизнес-модель финтех. Существует системная ошибка, эта идея, что машина умнее компьютера», — сказал Павел Врублевский, генеральный директор ChronoPay, амстердамского провайдера онлайн-платежей, который работает в России. Он отмечает, что существует предел технологическому конкурентному преимуществу. «Бабушка в Сбербанке все еще умнее, чем компьютер, когда дело доходит до денег».

Что касается геополитического риска и санкций, Хьюз отмахивается от них.

«Санкции оказали нулевое влияние», — говорит он. «Инвесторам не нравится непредсказуемость, но это над нашими головами».

Если История России — это какой-то признак, то ключом к успеху является не то, насколько быстро и насколько много вы можете получить, а то, как долго вы можете летать относительно под радаром, в то же время получая солидный доход.



Добавить комментарий