Из учебников рекомендовали изъять стишок про мову соловьину из-за дискриминации других языков.




Из учебников рекомендовали изъять стишок про мову соловьину из-за дискриминации других языков.

Экспертный совет Министерства образования Украины, который провел экспертизу учебников для первоклассников на антидискриминационные факты рекомендовал не назвать родной язык соловьиным, ведь эта характеристика ассоциируется с украинским языком и может оскорблять других людей, для которых украинский не является родным. Также в рекомендация «Экспертизы школьных учебников», опубликованных на сайте МОН, особое внимание уделено моментам гендерной дискриминации.

В частности, в рекомендациях выделены такое негативное явление, как этноцентризм, то есть взгляд на мир через призму этнической идентификации, а жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, предстает как образец.

Из учебников рекомендовали изъять стишок про мову соловьину из-за дискриминации других языков.

«Пример дискриминации по этническому признаку: название темы отсылает читательское круг к восприятию Украины в политико-географическом контексте (как страны), тогда как вторая строка стихотворения сводит восприятие «нас» исключительно как носителей культурно-этнического признака (то есть людей, для которых украинский язык является родным, «соловьиным»). Однако, на территории Украины проживает немало этнических групп, которые ассоциируют себя с Украиной как страной, но для которых родным является другой язык», — отмечается в документе.

При этом в документе особое внимание уделено гендерной и религиозной дискриминации и исключается дискриминационный поло-ролевой подход – норма о якобы существующей необходимости закрепления определенных моделей поведения с девочками и мальчиками, их возможности занимать ту или иную должность или работать в определенной сфере.

А еще эксперты советуют не дискриминировать детей по семейному состоянию, ведь «классическая» полная семья является одним из наиболее употребляемых «штампов».

«В реальной жизни дети происходят из совершенно разных по составу семей, следовательно должны видеть в учебнике аналогическое разнообразие, чего в принципе нет!», — замечают эксперты.

Также возможной проблемой антидискриминационного воспитания указан «Скрытый учебный план» в школе, когда учителя воспроизводят гендерное неравенство общества и передают господствующий гендерный порядок.

«Несмотря на то, что каждый учебник содержит сотни гендерных, этнических, возрастных, религиозных «портретов», школьные учебники можно считать мощным инструментом стереотипизации по различным признакам, которая вызывает воспроизведение неравенства в обществе», — говорится в тексте рекомендаций.

Как заявил ранее президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин, Напечатать учебники к 1 сентября не успеют, поскольку заложенная в бюджете цена нерентабельна.

Подробнее о необходимости контроля качества образования читайте в материале Оксаны Онищенко «Татьяна Вакуленко: «Мы проводим исследование качества начального образования, которое на общегосударственном уровне никогда раньше не проводилось»» в еженедельнике «Зеркало недели. Украина».



Добавить комментарий